22.04.2013 11:24
Культура

С режиссера Ларса фон Триера снят статус "нон грата" в Каннах

Текст:  Валерий Кичин
Датский режиссер Ларс фон Триер не является пожизненной persona non grata для Каннского фестиваля, - вскользь заметил на пресс-конференции художественный директор крупнейшего киносмотра Европы Тьерри Фремо. Фестиваль, по его словам, всегда готов рассмотреть его новую картину в качестве претендента на участие в конкурсе - в частности, "Нимфоманию", над которой автор "Догмы" работает последнее время и которая, по сообщениям, не будет готова к открытию фестиваля. Об этом сообщил ежедневный выпуск журнала Screen.
Читать на сайте RG.RU

Нежелательной персоной Триер был официально объявлен на фестивале 2011 года, когда после премьеры его "Меланхолии" режиссер заявил журналистам, что, в сущности, близок по взглядам нацистам и готов понять Гитлера в том, что касается еврейского вопроса. Дирекция фестиваля отреагировала незамедлительно. Впрочем, сам фильм с конкурса не был снят, и жюри в знак сомнительной солидарности с "опальным" коллегой даже сочло необходимым поощрить картину одним из второстепенных призов.

Затем Триер не раз публично каялся в своем легкомысленном заявлении, но печать зла в прессе уже прочно прикипела к нему. Впрочем, те, кто пристально следит за жизненной траекторией режиссера, помнят, что он всегда был склонен к экстравагантной браваде - начиная с аристократической приставки "фон", которую сын социал-демократа и коммунистической активистки самовольно присвоил просто для того, чтобы выделиться из толпы. Примерно с теми же целями он придумал и эпатажный манифест движения "Догма", призывая отказаться в кино от поставленного света, камеры на штативах и закадровой музыки. Все эти приемы широко применялись мировым кинематографом задолго до рождения датского кудесника, так что манифест был, в сущности, громко лопнувшей шутихой. Но ее треск отлично сработал на Каннском фестивале: там зародилось целое движение последователей "Догмы", среди которых, однако, не оказалось самого ее инициатора: уже в следующем своем фильме он использовал и свет, и музыку, и камеру на штативе.

Все это я напоминаю для того, чтобы подчеркнуть: громкие, но ничего не означающие легкомысленные заявления свойственны его натуре: он постоянно вбрасывает в толпу некий пробный шар и проверяет, взорвется или нет. В 2011 году один из таких шаров, взорвавшись, наделал сенсаций, на которые и был рассчитан, но рикошетом ударил по самому Триеру.

Можно не сомневаться, что Триер нужен Канну, как и Канн нужен Триеру. Просто потому, что и тот и другой строят свою славу на больших и малых сенсациях. А Гитлер и нацизм здесь оказались всего лишь мелкой разменной монетой. И говорить всерьез можно не столько о выношенных политических взглядах режиссера, сколько о мере его вкуса.

Мировое кино