Сейчас авиапроизводители вынуждены брать короткие кредиты по ставке в 12-13 процентов годовых. Высокие ставки - одна из причин, из-за которой отечественные самолетостроители проигрывают своим конкурентам, признал замглавы минпромторга Юрий Слюсарь.
Проблемы отрасли обсуждали участники съезда авиапроизводителей. Прогресс за последние годы в авиапроме есть. Объем выпуска продукции с 2002 года вырос в три раза, общий размер бюджетного финансирования - в 29 раз. Но российские самолетостроители не выдерживают конкуренцию на международном рынке, наша гражданская продукция занимает там долю в один процент, подсчитал Слюсарь. А главный выигрыш от программы развития авиапрома, по которой министерство субсидирует кредиты для авиапроизводителей, получают банки. При схеме возвратного бюджетного финансирования государство будет выделять средства на реализацию программы, а их возврат - происходить по мере ее выполнения. Финансовые ресурсы производители получат по низкой ставке на длительный срок.
Важно еще и стимулировать спрос на отечественные самолеты, минэкономразвития предлагает компенсировать авиакомпаниям издержки, возникающие на начальном этапе эксплуатации новых типов воздушных судов, сказал замминистра экономического развития Андрей Клепач. По его словам, это может быть сделано в рамках отдельной субсидии. При этом уточнить параметры и подходы к бюджетному финансированию постпродажного обслуживания и продвижения судов министерство планирует вместе с минпромторгом уже в рамках этого бюджетного цикла.
Есть вопросы, связанные с системой кооперации. Часть предприятий отрасли обанкротилась, какие-то переквалифицировались, и многие заводы пытаются наладить полный выпуск у себя. В результате отрасль практически перешла на штучное производство гражданских самолетов, и программа по производству судов не выполнена. При плане в 15 самолетов Ил-96 произведено 10 штук. Ту-204 - 31 вместо 69, Бе-200 - 4 вместо 17. Существуют проблемы с организацией конструкторских работ: проектов много, а конструкторов - крайне мало. Нужно обеспечить кооперацию конструкторских сил и обеспечить сотрудничество по основным проектам, считает Клепач. Конкурентоспособность снижается из-за избыточных недозагруженных мощностей. Производительность труда у нас в 9 раз меньше, чем в США. Авиапром "стареет": 45,3 процента от общей численности в отрасли старше 50 лет, 15 процентов - старше 60 лет. К 2025 году практически половина занятых в отрасли выйдет на пенсию, прогнозирует Слюсарь.