Центр стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА)
Такая схема задает параметры стандарта транспортной доступности с ориентиром на экономически активную часть населения и создает условия для повышения деловой активности в макрорегионе. При включении в маршрутную сеть рейсов в отдаленные населенные пункты в рамках такого механизма также возможно обеспечить транспортную доступность регионов РФ.
Предполагается, что проект продлится до ноября. На его реализацию предусмотрены средства из федерального бюджета в размере 300 млн руб. и столько же - из бюджетов субъектов Федерации, расположенных в ПФО. Такой подход к субсидированию является эффективным, поскольку в соответствии с проведенными ЦСР ГА расчетами бюджетные средства возвращаются государству в виде налогов и отчислений уже в течение 1 года.
Другой механизм субсидирования межрегиональных авиаперевозок сейчас планируется к реализации в рамках Дальневосточного, Сибирского, Уральского и Северо-Западного федеральных округов. Принцип, который в нем заложен, - софинансирование выпадающих доходов авиакомпаний из средств федерального бюджета при организации рейсов между городами, где отсутствует железнодорожное сообщение. На реализацию данной программы в 2013 году предусмотрены средства федерального бюджета в размере около 1,3 млрд руб.
Необходимо отметить, что для субсидирования при применении первого механизма используются средства федерального и региональных бюджетов, во втором случае предлагается использование средств только федерального бюджета. Конечно, для регионов наиболее предпочтительным является первый механизм, который обеспечивает максимальную транспортную доступность регионов, позволяет активизировать деловые связи с соседними субъектами Федерации. Это подтверждается тем, что все 14 субъектов РФ в ПФО уже подтвердили своими бюджетами готовность участия в реализации проекта.
Еще одним аспектом, который позволит повысить эффективность использования средств федерального бюджета, - дифференцированный подход к доле субсидии в цене билета, как это принято в экономически развитых странах.
Сегодня для обеспечения местных авиаперевозок, то есть в пределах субъектов Федерации, регионы самостоятельно определяют связь отдаленных населенных пунктов с административным центром. Более 20 регионов в нашей стране осуществляют субсидирование социально и экономически значимых местных авиаперевозок за счет средств собственных бюджетов, и это в меру возможностей региональных бюджетов осуществляется достаточно успешно.
Важным аспектом является развитие наземной инфраструктуры региональных и местных авиаперевозок. Субсидирование операционной деятельности казенных предприятий на базе убыточно функционирующих аэропортов, впервые начавшееся в рамках реализации плана мероприятий Концепции развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации на период до 2020 года, является также своевременным решением. Напомним, что когда разрабатывался данный документ, то создание таких казенных предприятий наряду с субсидированием региональных и местных авиаперевозок рассматривалось как первоочередные меры стратегического характера для развития всего сегмента социально значимых авиаперевозок. Создание ФКП позволило приостановить сокращение аэропортовой сети страны. В России в форме ФКП сейчас функционирует 61 аэропорт, то есть около 20% от общего числа аэропортов страны.