23.04.2013 00:20
Экономика

Строгий контроль на водных артериях даст стимул к обновлению речных судов

Строгий контроль на водных артериях даст стимул к обновлению речных судов
Текст:  Андрей Евпланов (обозреватель "РГ")
Российская газета - Спецвыпуск: Транспорт и логистика №88 (6064)
На южных реках Волго-Донского бассейна началась навигация, скоро она начнется и на водных артериях других бассейнов. Сейчас навигация проходит по новым правилам. В прошлом году на внутренних водных путях РФ заработала система государственного портового контроля. Этой функцией наделены капитаны администраций речных бассейнов.
Читать на сайте RG.RU

"Мы давно предлагали дать возможность организовать такой контроль, - говорит глава Росморречфлота Александр Давыденко. - В прошлом году был принят закон, согласно которому функция государственного портового контроля на внутренних водных путях возложена на созданные администрации бассейнов. Это преемницы государственных бассейновых управлений (ГБУ), ранее отвечающих только за содержание водных путей".

В каждой администрации есть руководитель, первым заместителем которого является капитан бассейна, курирующий всю систему портового контроля на реке. Основная задача его инспекторов - досмотр всех пассажирских и грузовых судов, в том числе перевозящих опасные грузы на предмет технического состояния судна и квалификации капитана.

Речной флот у нас довольно старый, но тем судовладельцам, которые вкладывают средства в строительство новых судов, предоставляются льготы. Одновременно на реке усилен государственный портовый контроль. Таким образом, создаются условия, когда работать на старых судах станет невыгодно. Это суровая мера, но иначе российским речникам никогда не сделать рывок в обновлении флота. Ведь экономия происходит всегда за счет безопасности: экономят на спасательных средствах, тех же жилетах и т.п. И раньше ни у кого не было права не пустить такое судно в роковой, может быть, рейс. Теперь у капитана бассейна есть такая возможность и такая обязанность.

"Мы не придумывали ничего нового, - говорит А. Давыденко, - система портового контроля давно работает на море, портовый контроль осуществляется на внутренних водных путях в Европе, в Китае, и везде полностью себя оправдал. Наконец и мы применили ее на реке. Теперь, чтобы получить разрешение на выход из порта, каждое судно будет проверено инспектором портового контроля, и судовладелец не сможет, как было раньше, заставить капитана судна выйти в рейс на неисправном плавсредстве. И у капитана судна не получится, заработав замечание, доложить об устранении неполадки, не сделав это в действительности, потому что инспекторы портового контроля будут проверять данное судно на всем его маршруте".

Действия Ространснадзора и администраций бассейнов ВВП будут дополнять друг друга для достижения системного подхода к управлению внутренними водными путями. Ространснадзор регулярно, раз в три года, будет проверять судовладельцев и судоходные компании как юридических лиц. При выявлении нарушений или наличии жалоб на это юрлицо проверки будут проводиться повторно. В свою очередь, администрации бассейнов проверяют именно суда этих юридических лиц на предмет технической готовности и квалификации экипажа. Для этого создается электронная база данных, с помощью которой администрация бассейна сможет постоянно проверять проблемные суда как на рейде, так и во время стоянок. Эту базу данных будут нарабатывать администрации бассейнов совместно с Ространснадзором, чтобы выявить судовладельцев, чьи суда постоянно получают замечания.

Все средства, имеющиеся в распоряжении у государственных бассейновых управлений, перешли к администрациям. Служебные плавсредства, техническое обеспечение, средства связи - все это у инспекторов есть.

Кроме того, в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" планируется построить и реконструировать более 300 судов технического и служебного флота, в том числе и для инспекторов портового контроля. Также строится 300 судов для Ространснадзора, и Росморречфлот ведет с ним переговоры, чтобы этот флот тоже был перераспределен в пользу последнего, поскольку функция контроля перешла к бассейновым администрациям.

Сейчас вносятся изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта и другие законодательные акты с тем, чтобы разрешить приватизацию причалов в речных портах (она была запрещена). Сегодня все они находятся в ведении Росимущества. Предполагается определить круг портов, имеющих стратегическое значение, и оставить их в федеральном управлении, а остальные передать на уровень субъектов Федерации. Местные власти должны решать, что делать с конкретным портом: продать, сдать в аренду, а может быть, утилизировать.

Ну а как обстоят дела с речным флотом? Эксперты считают, что неважно - критически не хватает современных малотоннажных и специализированных судов. Средний возраст судов, эксплуатируемых сегодня на внутренних водных путях, достигает 32,5 года. По мнению экспертов, к 2020 году необходимо будет вывести из эксплуатации около 80% судов. Поэтому уже сегодня нужно как можно активнее поддерживать и развивать судостроение, чтобы было на чем плавать через 10 лет.

Водный транспорт