23.04.2013 00:43
Экономика

Эксперт: Дорожные фонды субъектов РФ спасут инновации и ГЧП

Текст:  Виталий Косолапов
Российская газета - Спецвыпуск: Транспорт и логистика №88 (6064)
Многие регионы России используют дорожные фонды для "затыкания дыр" в бюджетах, в то время как необходимо обеспечивать целевое использование их средств. Более того, латать бреши нужно в самих дорожных фондах. К такому выводу пришли участники нескольких дискуссионных площадок: в минтрансе, минфине, Комитете Госдумы по транспорту.
Читать на сайте RG.RU

В Послании президента Федеральному Собранию 22 декабря 2012 года говорилось о необходимости принять меры, направленные на развитие сети автодорог, которые в ближайшее десятилетие позволят увеличить объемы их строительства и реконструкции в два раза. Для этого предстоит ввести не менее 7,8 тыс. км федеральных трасс и не менее 29,4 тыс. км региональных, местных - не менее 10,4 тыс. км.

Заместитель министра транспорта Олег Белозеров считает, что программа удвоения строительства будет решена, так как необходимые средства заложены в Гос-программу "Развитие транспортной системы". Более сложная ситуация складывается с дорогами регионального и местного значения. Хотя создание дорожных фондов позволило увеличить финансирование в 2012 году в некоторых субъектах в 2-3 раза, что положительно сказалось на строительстве и ремонте дорог, сегодня в региональных дорфондах на строительство и реконструкцию трасс не хватает 800 млрд руб.

В качестве оправдания можно учесть, что среди расходов дорфондов субъектов РФ - проектирование и строительство подъездов с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, погашение задолженности по бюджетным кредитам на строительство, ремонт и содержание дорог, субсидии на ремонт дорог в населенных пунктах, а также дворовых территорий и проездов к ним.

С другой стороны, в России узаконены 32 неналоговых источника, из которых субъекты РФ могут наполнять свои фонды. А используется лишь малая толика.

По словам Олега Белозёрова, необходим прогноз ежегодного объема поступлений в региональные и муниципальные дорфонды. Нужно понимать, какая часть этих средств может быть направлена на капитальный ремонт, ремонт и содержание дорог. Соответственно, нужно сформировать прогноз по вводу региональных и местных дорог исходя из имеющихся ресурсов и определить ежегодный дефицит километров и денег. Весьма поучительна история прошедшего года: снижение акцизов на экологичные виды топлива повлекло за собой сокращение средств, направляемых в дорфонды. Ситуация могла бы стать критической, если бы не поручение правительства изыскать возможности на нее повлиять.

Дефицит средств в фондах, считает Олег Белозёров, может быть ликвидирован несколькими основными способами. Например, благодаря оптимизации стоимости строительства и внедрению инноваций. Включая оптимизацию проектных решений, выбор конструкции дорожных одежд, адекватных интенсивности движения и нагрузки, пересмотр технических и технологических подходов к проектам, исключение отдельных затрат.

Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт заявляет, что сегодня, несмотря на усилия, которые были приложены в последние годы в области развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве, многие вопросы до сих пор требуют особого внимания. Стремительно развивается такое направление, как интеллектуальные транспортные системы. По инициативе Росавтодора создан технический комитет при Росстандарте, благодаря чему сейчас проводится разработка национальных стандартов в этой области. Начато создание геоинформационных систем по основным магистралям, что позволит всегда иметь под рукой точную и актуальную информацию о состоянии трасс и сопутствующей инфраструктуре. Реализуется создание национальной нормативной базы в области геосинтетических материалов. Разрабатываются новые требования к материалам, методам технологического и лабораторного контроля испытаний и т.д.

Увеличение траншей в региональные и муниципальные дорожные фонды может произойти также путем передачи или увеличения в них отдельных налоговых и неналоговых поступлений или законодательного определения базовой части фондов из общих доходов регионального бюджета по аналогии с Федеральным фондом, подчеркивает Олег Белозёров.

И главное, наполнению дорожных фондов может поспособствовать привлечение средств инвесторов на платные автодороги и заинтересованных бизнес-структур в качестве долевого участия на автодороги, которые будут работать в бесплатном режиме. Собственно, форсированное использование механизмов ГЧП, которое до сих пор активно развивается лишь при строительстве и реконструкции объектов федерального значения.

Денис Патрин, начальник управления концессионных конкурсов и правового сопровождения ГК "Автодор", в портфеле которой более 20 проектов в сфере дорожного строительства на основе ГЧП, констатирует, что проблема развития региональных проектов активно дискутируется, однако здесь предстоит еще многое сделать. В частности, необходимо формировать и изменять многие положения бюджетного законодательства, которые в настоящий момент ставят "стенки" между бюджетами различных уровней.

Ольга Ревзина, партнер, глава российской практики по инфраструктуре и ГЧП юридической фирмы Herbert Smith, подчеркивает, что в каждом российском регионе сейчас происходит изменение менталитета региональных властей. Поскольку активно пересматриваются планы градостроительного развития, акцент делается на комплексное развитие территорий, появляются новые, очень интересные перспективы в развитии дорожных проектов. Но желательно, чтобы в каждом регионе была создана госкомпания, которая могла бы эффективно играть роль посредника между государством и частным капиталом на местном уровне.

Транспорт