23.04.2013 00:33
В мире

Популярность президента Франции снизилась до рекордно низкого уровня

75 процентов французов не доверяют своему президенту, выступающему за закон об однополых браках
Текст:  Вячеслав Прокофьев (Париж)
Российская газета - Федеральный выпуск: №88 (6064)
Накануне окончательного голосования по законопроекту об однополых браках, а оно состоится в Национальном собрании во вторник, в Париже от площади Данфер-Рошро до эспланады Дома инвалидов прошла мощная манифестация его непримиримых противников.
Читать на сайте RG.RU

В ней приняли участие, по данным организаторов, свыше 250 тысяч человек. По данным полиции, митингующих было в пять раз меньше. Мало? Много? Если учесть, что, как заявила харизматическая организаторша акции Фрижид Баржо, демонстрация носила региональный, а не общенациональный характер, как предыдущие, то несомненно второе.

Более того, клич к сбору был брошен, скажем так, в чрезвычайном порядке. Дело в том, что после недавнего одобрения сенатом проекта документа правительство решило сыграть на опережение. Ведь последний этап законотворческой процедуры был намечен на конец мая, и вдруг его перенесли на месяц раньше. Таким образом, как здесь полагают, Франсуа Олланд решил поскорее закрыть болезненную тему, разбившую Францию на два противостоящих друг другу лагеря.

Его можно понять: популярность президента, если верить последним опросам общественного мнения, снизилась до рекордно низкого уровня. Лишь 25 процентов французов положительно оценивают его деятельность. Даже у Николя Саркози, к которому сограждане также не питали особенно теплых чувств, рейтинг был выше и лишь к концу его срока в Елисейском дворце упал до отметки в 28 процентов. Но не ниже.

Этот тактический ход вызвал негодование противников однополых браков, подлил масла в огонь, что сказалось на повышенной мобилизации. Характерная деталь: рядом с активистами-протестантами, многочисленными семьями в полном составе с детьми даже грудного возраста по парижским улицам шагали многие политики правого толка. Не только члены умеренно-консервативной партии Союз в поддержку народного движения (СПНД), но и более радикального Национального фронта. Правда, Марин Ле Пен там замечена не была, однако один из двух представителей НФ в парламенте, Жильбер Коллар, фигурировал среди демонстрантов. Как здесь считают, все это говорит о "ползущей политизации" протестного движения, которое в некоей перспективе может приобрести характер альтернативной силы наподобие итальянского "пятизвездочного" под руководством Беппе Грилло. Это, кстати, подтвердила еще одна участница акции, председатель Христианско-демократической партии Кристин Бутен. Она сравнила нынешнее движение с польской "Солидарностью", выразив уверенность, что "ненасильственное сопротивление по примеру поляков продолжится".

Прямая речь

После парижской манифестации "Российская газета" задала несколько вопросов одному из ее организаторов Тюгдуалю Дервилю.

Баталия проиграна?

Тюгдуаль Дервиль: Нет. Такого широкого протестного движения не было давно во Франции. Всколыхнулись массы людей, народ проснулся. Их задел за живое законопроект, который наносит удар по понятию семьи как союза мужчины и женщины, распространяя его на гей-пары, разрешая им усыновлять детей. Хотя власти надеются, что после принятия закона мы опустим руки, этого не произойдет. Уже намечены новые акции протеста. Они пройдут в мае, в частности 26-го, в день, когда во Франции отмечается праздник матерей. Законы принимают люди, но это не значит, что их в будущем нельзя или отменить, или изменить.

В ходе манифестации все громче звучали социально-экономические требования. Можно ли считать, что происходит радикализация противников "Брака для всех"?

Тюгдуаль Дервиль: Просто люди считают, что в условиях растущей безработицы, а она затронула свыше 10 процентов населения, буксующей на месте экономики правительству надо заниматься в первую очередь этими вопросами.

Основательница движения "Манифестация для всех" Фрижид Баржо заявила, что намерена выдвинуть кандидатов на муниципальных выборах, которые должны состояться в будущем году. По ее словам, в первую очередь это произойдет в тех избирательных округах, где народные избранники не поддержали массовый протест против законопроекта. Вы примете участие в этих выборах?

Тюгдуаль Дервиль: Пока не знаю. Но в любом случае такое широкое, я бы сказал, историческое движение не должно завершиться после принятия закона. Оно не может оставаться в стороне от горячих, неотложных проблем страны. Надо, чтобы наш голос, а нам есть что сказать, был услышан всеми.

Франция