Если честно, то создатели проекта похожи на ту самую унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла. Музей, выставив этот плод просвещения пред очи публики, несколько помог авторам в этой непростой задаче. Собственно, именно музейная площадка делает этот травматический процесс публичным. Проблема лишь в том, что, похоже, и музей, и автор - актер, мим Андрей Александер - искренне уверены, что служат то ли делу просвещения, то ли современному искусству. Развеивать заблуждения - неблагодарная задача. Но все же приходится сказать, что они ошибаются.
Но сначала - о проекте. Актер Андрей Александер, вдохновленный Пергамским алтарем и античным мифом о войне Богов и Гигантов, решал сделать что-то вроде инсценировки по мотивам фриза. Точнее - повторить сцены, привлекая в качестве натурщиков современных атлетов. Сфотографировал эти сцены. Фотошоп, надо полагать, тоже пригодился. Снимки были смонтированы и соединены с фотографиями слепков фриза. Результат отпечатан на полотне длиной 25 метров и высотой 4 м. Получился такой гламурненький принт, не хуже, чем в модном журнале, но не без претензии на монументальный размах и эпический пафос.
Александер не может похвастаться тем, что он первый додумался до постановки в стиле "Почувствуйте себя гигантом!". Давным-давно этим занимается вовсю фэшн-фотография, а до этого этим увлекалось неоакадемическое искусство. Собственно, и современное искусство играло в "академическую" игру, тут можно вспомнить наследие Тимура Новикова, чья выставка гостила в Московском музее современного искусства. Но вспоминать не стоит, поскольку отсылок к предыдущим традициям прочтений античного наследия у автора цифровой версии Пергамского алтаря не сыскать. Единственное, к чему он апеллирует, - это к собственному воображению. Подчеркивая, что это не научная реконструкция. Поэтому о просветительской функции лучше помолчать.
Но кто сказал, что создатели принта настаивают на сравнении с оригиналом? Проблема в том, что и авторского прочтения тоже не видно. Буклет сообщает, что "проект рассматривается автором и его участниками как возможность отдать долг таланту древних творцов Пергамского алтаря - вечному символу торжества Человеческого разума над дикостью и хаосом". Звучит пафосно, как в рекламной паузе. В сущности, перед нами подход человека, который увидел Пергамский алтарь и решил предложить, как он его представляет и (заодно уж) показать в музее. Подход, надо сказать, несколько варварский. Следуя это логике, реконструкции сражений (хоть ХХ столетия, хоть рыцарских) следует показывать в Историческом музее. Играем в войну, в кентавров или гигантов, что плохого? Ничего, только причем тут искусство? Гиганты - против Богов, карлики - против античных скульпторов. А что, все нормально...
Для сравнения - в "Манеже" сейчас показывают в рамках проекта "Книга художника" прочтения "Одиссеи" крупнейшими художниками ХХ века. Что называется, почувствуйте разницу! Самое впечатляющее, конечно, что музей этой разницы, кажется, не заметил. И, пожалуй, именно этот факт "скорбного бесчувствия" вызывает недоумение больше всего.
Акцент
Пергамский алтарь, или Алтарь Зевса возведен в честь победы над галлами, которые вторглись в Малую Азию. Возведен царем Эвменом II ориентировочно в 180-159 гг. до н.э. Мраморные фризы алтаря экспонируются в Пергамском музее в Берлине. В ГМИИ им. А.С.Пушкина - представлены слепки плит Большого фриза Пергамского алтаря со сценами борьбы богов и гигантов.