Сам законопроект, как ожидается, должен быть принят до 1 августа. Для микрофинансовых организаций (МФО) и кредитных кооперативов эта реформа надзора станет второй за последние несколько лет: в конце 2011 года функции надзора на рынке микрофинансирования и кредитной кооперации перешли к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Теперь же регулировать сектор будет ЦБ.
При этом он будет не только осуществлять надзор, но и заниматься подготовкой нормативно-правовых актов - выпускать приказы и инструкции, рассказала начальник отдела банковской деятельности департамента финансовой политики минфина Наталья Сатина на конференции "Точки роста: как новации регулирования в микрофинансировании повлияют на качество управления рисками и лояльность клиентов". Сегодня эти полномочия закреплены за минфином.
По словам Сатиной, в рамках создания мегарегулятора ведомство подготовило целый ряд законопроектов, затрагивающих деятельность МФО и кредитных кооперативов. В частности, на подписании у министра находятся поправки в Налоговый кодекс, которые наделят МФО и кредитные кооперативы правом создавать резервы по займам и микрозаймам, в том числе и по процентам. "Кодекс регулирует состав доходов и расходов кредитных организаций, в эту статью добавляются также участники микрофинансового рынка. Нам удалось убедить методологов минфина, что их операции схожи с банковскими", - отметила Сатина.
Старший вице-президент Национальной службы взыскания Сергей Шпетер обратил внимание на то, что банки привлекают средства населения, поэтому для них предусмотрены нормы резервирования, а МФО и кредитные кооперативы такой возможности не имеют, поэтому экономический смысл формирования резервов для них не совсем понятен. Как пояснил президент НАУМИР Михаил Мамута, в инициированных минфином поправках речь идет не о фонде обязательных резервов, а об учетном резерве, который позволит более справедливо оценивать текущее финансовое состояние МФО или кредитного кооператива. "Сейчас налоги платятся, в том числе с просрочки таких организаций, а резервы позволят платить их с фактических доходов", - отметил Мамута.
Еще один законопроект направлен на усиление защиты прав потребителей финансовых услуг. Вводится положение, обязывающее банки, МФО или кредитный кооператив при заключении договора займа на его первой странице в рамке, занимающей 15% формата листа, указывать полную стоимость займа и микрозайма. Банки должны будут указывать стоимость в процентах, а МФО и кредитные кооперативы - в номинальном выражении. По словам Натальи Сатиной, это связано с тем, что микрозаймы берутся на короткий срок и рассчитать, сколько процентов набежит, например, за неделю, не всегда просто.
Минфин также подготовил поправку, обязывающую МФО и кредитные кооперативы стать участниками бюро кредитных историй. Кроме того, вводится и ограничение на рекламу микрофинансовых услуг: ее смогут распространять только те организации, которые включены в госреестр. Также появляется требование по запросу потребителя предоставить информацию о том, находится ли МФО или кредитный кооператив в реестре. Вводится мера, предусматривающая исключение кредитной организации из реестра за "неоднократное нарушение 115-ФЗ" ("О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма") - более двух раз в течение года.
Между тем на рынке сохраняется большое количество МФО и кредитных кооперативов, не включенных в реестр. Фактически они находятся вне регулирования и надзора, и сокращение числа таких организаций, борьба с "серым" рынком - одна из основных целей создания мегарегулятора, сказала замруководителя ФСФР Юлия Бондарева.
"Надзор должен стать более эффективным, все наши усилия направлены именно на это. В момент перехода полномочий службы ЦБ должна быть обеспечена непрерывность надзора, а с появлением мегарегулятора он должен стимулировать развитие рынка и лучшие практики. Конечно, без строгих нареканий наверняка не обойдется, но меры надзора должны быть адекватными", - отметила она. При этом Бондарева настаивает на том, что микрофинансирование должно быть выделено как отдельный вид деятельности, а не дополнительная услуга. Пока такого положения в законе нет, но, как считает чиновник, к этому вопросу надо вернуться и найти юридический инструмент, чтобы закрепить микрофинансирование как исключительный вид деятельности.