23.04.2013 00:41
Экономика

Сумма госсектора международных грузоперевозок составила 7 млрд долларов

Интерес иностранцев к российскому рынку международных автоперевозок возрастает
Текст:  Александр Трухин
Российская газета - Спецвыпуск: Транспорт и логистика №88 (6064)
Автомобильные грузовые перевозки осуществляются из России более чем в 40 стран мира, сообщил президент Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП), председатель комитета по транспорту Госдумы РФ Евгений Москвичев на прошедшей в Нижнем Новгороде конференции "Состояние и перспективы развития рынка международных автомобильных перевозок в ПФО".
Читать на сайте RG.RU

На долю автотранспорта приходится свыше 50% поставок товаров из стран Евросоюза и около 25% всего внешнеторгового оборота страны. Суммарная емкость российского сектора рынка международных грузоперевозок составляет около 7 млрд долл. в год, из которых 3 млрд - выручка отечественных компаний.

Большинство перевозчиков относится к малому и среднему бизнесу, однако в последние годы на рынке появились и крупные компании, которые стали играть важную роль на рынке. Наибольший потенциал российского международного автотранспорта сконцентрирован в Московском, Ленинградском, Смоленском, Брянском и Калининградском регионах. За последние четыре года отечественные компании увеличили объемы перевозок на 37%, однако их доля на рынке от этого не возросла, поскольку иностранные конкуренты адекватно нарастили данный показатель.

Общее количество автотранспортных российских компаний, имеющих разрешение на международные перевозки, в прошлом году составило 7,47 тыс., что лишь на 31 больше, чем годом ранее, утверждает руководитель департамента регионального развития и персонала АСМАП Вадим Фильченков.

На состояние отечественного рынка международных автомобильных перевозок в 2012 году оказали воздействие такие факторы, как снижение темпов роста внешней торговли России и стран Евросоюза (импорт увеличился лишь на четыре процента против 33 процентов в 2011 году), наращивание парка транспортных средств у перевозчиков других стран (Польша, Украина), что привело к усилению конкурентного давления с их стороны. Произошли на рынке и благоприятные для российских транспортных компаний изменения: достижение договоренностей с компетентными органами ряда стран по получению дополнительных разрешений на транспортировку грузов, а также решение вопросов по транзиту через территорию Польши, Латвии, Литвы и Эстонии.

В 2012 году объем перевозок российского сектора рынка увеличился на 9,1% и составил 33,5 млн тонн (без учета направлений Россия - Беларусь, Россия - Казахстан). Соотношение экспорта и импорта не изменилось. По-прежнему почти три четверти грузопотока приходится на импорт. Доля российских перевозчиков в экспортных перевозках равна примерно трети. Столь низкий показатель вызывает серьезное беспокойство руководства АСМАП: отдавая свою экспортную грузовую базу, отечественные автотранспортники существенно снижают эффективность работы подвижного состава из-за порожних пробегов. Распределение объемов перевозок между российскими и иностранными компаниями не претерпело изменений - 40 и 60% соответственно. При этом отечественные перевозчики нарастили объемы на 8,6%, зарубежные - на 9,1%. Иностранцы сохраняют свои лидирующие позиции на тех направлениях, на которых российские автотранспортники не желают активно работать. Это страны СНГ, Венгрия, Сербия, Словения, Болгария. Введенное Россией ограничение квот позволило пока сдерживать рост доли перевозчиков других стран, являющихся основными конкурентами наших "международников". Однако в прошлом году проявилась тревожная тенденция - на российско-западноевропейские направления стремятся выйти новые игроки (Словакия, Румыния, Греция, Чехия, Венгрия), которые раньше ограничивались лишь двусторонними перевозками.

Рост объемов перевозок произошел на всех основных направлениях грузопотоков, кроме китайского. Самое большое увеличение наблюдалось на польском (20%), литовском (19) и эстонском (18) направлениях. Это объясняется тем, что в последнее время получили широкое распространение схемы доставки товаров из Западной Европы в РФ с использованием промежуточных терминальных комплексов в странах, граничащих с Таможенным союзом. Если в докризисный период 85-90% товаропотока из стран ЕС поступало в Россию в прямом автомобильном сообщении, то в 2012 году - только 46%.

Малый бизнес