23.04.2013 00:45
Экономика

НИУ ВШЭ: Развитию малого бизнеса мешает высокая налоговая нагрузка

Развитию малого бизнеса мешают финансовые ограничения и высокая налоговая нагрузка
Текст:  Елена Березина
Российская Бизнес-газета - : №15 (893)
Высокий уровень налогообложения, недостаточный спрос, а также финансовые ограничения - вот факторы, тормозящие развитие малых промышленных, строительных и розничных организаций, выяснили аналитики НИУ ВШЭ (см. диаграмму).
Читать на сайте RG.RU

Наиболее восприимчивы к фискальной нагрузке торговые предприятия (56%). В промышленных и строительных организациях на высокую налоговую нагрузку жаловались 53% и 49% соответственно. Существующие принципы налогообложения для малых форм бизнеса неизбежно сужают возможности аккумулирования средств, которые могли бы быть инвестированы в развитие.

Недостаточный платежеспособный спрос в I квартале 2013 года констатировали 45% компаний розничной торговли. В малых промышленных организациях предприниматели очень обеспокоены "недостаточным спросом на продукцию на внутреннем рынке" (44%). Представителям торговой сферы мешают жить подросшие ставки арендной платы (27%) и высокие транспортные расходы (25%). Недостаток собственных финансов испытывают в основном промышленные организации. На нехватку денег пожаловались более трети предпринимателей этого сектора.

- Проблема недостатка собственных средств обусловлена в первую очередь недоступностью дешевых денег (например, банковских), - пояснил "РБГ" Константин Макаров, исполнительный директор "Бинго-Бум". - Несмотря на либеральность фискальных схем России даже по европейским меркам, развитие малого бизнеса также тормозится огромным количеством косвенных налогов, которые нивелируют положительный эффект от низких прямых налогов. Что касается спроса, то Россия в этом показателе вышла на лидирующие места (после Германии) по денежным объемам ключевых рынков (авто, строительство и т.д.). Проблема в том, что чем очевиднее рынок сбыта, тем больше конкурентов. Успешный бизнес XXI века заключается в создании новых видов спроса, а не в эксплуатации предыдущих.

По мнению директора Центра конъюнктурных исследований Георгия Остапковича, можно сделать вывод о неустойчивом посткризисном развитии и достаточно низком потенциале малого бизнеса:

- В целом малое предпринимательство с точки зрения компенсационных процессов пребывает в своеобразной точке бифуркации, то есть когда дальнейшее посткризисное развитие не является строго определенным. В результате постоянных и зачастую экономически нелогичных трансформаций малый бизнес представляет собой неустойчивую, противоречивую структуру ценностей, мнений, правил.

Малый бизнес Высшая школа экономики