23.04.2013 13:44
Экономика

В Калининграде к середине 2014 года построят новый аэровокзал

Реконструкцию аэропорта Храброво необходимо совместить с поиском новых перевозчиков
Текст:  Ульяна Вылегжанина
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №88 (6064)
В калининградском аэропорту Храброво начались работы по реконструкции и строительству аэровокзального комплекса.
Читать на сайте RG.RU

Возвести новое здание на месте недостроенного терминала, пугавшего гостей Янтарного края с 2007 года, инвестор и главный собственник, которому принадлежат 74 процента акций аэропорта, планирует к середине следующего года. Еще полгода потребуется на реконструкцию действующего терминала аэровокзала. Как рассказал член совета директоров компании-инвестора Егор Соломатин, два здания объединят в один функциональный блок с единой границей этажей. Первый этаж будет предназначен для прилетающих пассажиров, на втором организуют зону регистрации и вылета.

Консультантом в процессе организации аэровокзального пространства выступит голландская консалтинговая компания, которая участвовала в разработке концепции амстердамского аэропорта Схипхол. Эта же компания подготовила программу развития Храброво до 2030 года.

- Мы планируем оснастить новый калининградский аэровокзал восемью телетрапами (рукавами, которые позволяют пассажирам проходить на борт самолета прямо из терминала) и примерно тридцатью стойками для регистрации пассажиров и багажа, - рассказывает директор направления мастер-планирования и дизайна аэровокзалов голландской консалтинговой компании Кель Клостерзил. - Распределение пассажиропотока внутри терминалов будет происходить по интуитивному принципу, исходя из психологии пассажиров и международной практики. Максимальная пропускная способность аэровокзала превысит две тысячи пассажиров в час.

Без увеличения пропускной способности региональный аэропорт не выдержал бы ожидаемой нагрузки

Результатом масштабных работ, общая стоимость которых оценивается в два миллиарда рублей, станет расширение площади аэропортового комплекса с 41 тысячи до 50 тысяч квадратных метров и увеличение пропускной способности Храброво. Финансирование проектных и строительных мероприятий полностью возьмет на себя главный акционер. Региональные власти, в свою очередь, выкупят у инвестора порядка 20 процентов акций аэропорта.

- Реконструкция аэровокзального комплекса даст аэропорту возможность уже к концу следующего года принимать два-три миллиона пассажиров ежегодно, - комментирует ситуацию заместитель председателя правительства Калининградской области Александр Рольбинов. - К 2017 году мы планируем выйти на уровень пассажиропотока в пять-шесть миллионов человек в год. Таким образом, Калининградская область полностью выполнит требования по расширению пропускной способности аэропорта, которые установила ФИФА в рамках проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Подрядчиком аэровокзального проекта стала турецкая строительная компания, которая уже сотрудничала с инвестором Храброво в рамках реконструкции крупнейшего на юге России воздушного порта Минеральные Воды. Сейчас обустройством недостроенного терминала калининградского аэропорта занимаются 25 квалифицированных строителей, через неделю количество работников увеличится до 50.

Параллельно с расширением аэровокзала в калининградском аэропорту запланирована модернизация взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, мест стоянок самолетов, авиационной метеорологической станции. Средства на реконструкцию аэродромного комплекса - около 4,3 миллиарда рублей - в 2012-2017 годах эксклав получит из государственной казны в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России". В прошлом году федеральный бюджет уже направил в регион 10,3 миллиона рублей на проектные работы. В этом году федеральный транш составит 60 миллионов рублей, в 2014-м - миллиард, в 2015-м - 500 миллионов рублей. По информации регионального правительства, основные аэродромные работы будут завершены в 2014-2015 годах.

- Протяженность взлетно-посадочной полосы Храброво увеличится с 2500 до 3350 метров, что позволит аэропорту принимать все современные пассажирские воздушные суда, - отмечает Егор Соломатин. - На время реконструкции полосы аэропорт закрываться не будет. Мы увеличим временные окна, когда самолеты не смогут выезжать на полосу, и скорректируем расписание отлетов и прилетов, однако сокращения количества самолето-вылетов не произойдет.

В прошлом году калининградский аэропорт обслужил 1,19 миллиона пассажиров. За три недели чемпионата мира в 2018 году самый западный российский регион планирует принять порядка 200-300 тысяч авиапассажиров, что сопоставимо с пассажиропотоком Храброво за три месяца. Поэтому без кардинальных мер, направленных на увеличение пропускной способности аэровокзала, региональный аэропорт не выдержал бы и половины ожидаемой нагрузки.

Согласно условиям ФЦП, реконструкция взлетно-посадочной полосы в калининградском аэропорту должна была стартовать только в 2015 году. Однако федеральный центр передвинул сроки, чтобы синхронизировать аэродромные мероприятия с реконструкцией аэровокзала.

- Одним из аргументов для переноса работ, разумеется, стал ЧМ-2018, - делится с корреспондентом "РГ" информацией Александр Рольбинов. - Однако самый главный довод - это необходимость развития Калининградской области. Особенно в свете 2016 года, когда завершится переходный период для резидентов первого закона об Особой экономической зоне. Аэропорт сродни гардеробу в театре: по воздушным воротам гости составляют первое впечатление о регионе. После реконструкции Храброво инвесторы получат дополнительные возможности по контролю своего бизнеса, улучшится транспортная доступность для жителей Калининградской области.

Впрочем, современный аэропортовый комплекс не сможет обеспечить эксклаву многомиллионный пассажиропоток без привлечения в Храброво новых перевозчиков, уверены эксперты "РГ". Сейчас рейсы в самый западный российский регион выполняют пять российских и шесть иностранных авиакомпаний. Самолеты из Калининградской области, "зажатой" между двумя государствами Евросоюза, летают напрямую только в два российских города - Москву и Санкт-Петербург. Более широкую воздушную сетку зарубежных стран составляют аэропорты Берлина, Копенгагена, Риги, Бишкека, Ташкента, Душанбе, Самарканда, Киева, Минска, Бреста, Гомеля и Гродно.

- Мы постоянно ведем переговоры с потенциальными авиаперевозчиками, но это очень сложный процесс, - делится информацией генеральный директор калининградского аэропорта Андрей Тюрин. - В пассажирской авиации воздушные суда распланированы по линиям примерно на полгода вперед, и "выдернуть" самолет из расписания очень тяжело.

Как считает аналитик инвестиционной компании ФИНАМ Алексей Захаров, чтобы аэропорт стал хабом или крупным транзитным узлом, необходима высокая активность "своей" авиакомпании. У Храброво нет перевозчика, который может связать эксклав с российскими регионами и популярными заграничными транспортными узлами регулярными прямыми авиарейсами. Поэтому региональным властям и дирекции аэропорта не нужно замыкаться на реконструкции аэровокзала и направить максимальные усилия на поиск "своей" авиакомпании.

Справка "РГ"

В первом квартале текущего года пассажиропоток Храброво составил 228 тысяч человек - на 4,9 процента больше, чем в 2012 году. При этом количество самолето-вылетов сократилось на 5,1 процента - с 1588 единиц в 2012 году до 1507 в 2013-м. Как пояснил Андрей Тюрин, рост пассажиропотока произошел благодаря увеличению заполняемости самолетов. Кроме того, вместо укороченных воздушных судов Airbus A319, рассчитанных на 120 пассажиров, в Храброво начали летать самолеты Airbus A320, вмещающие 160 человек.

Авиатранспорт Калининград Северо-Запад