В Архангельске на семинаре, посвященном этому вопросу, встретились эксперты и оценили экологические проблемы, связанные с развитием туризма в высокоширотной Арктике, включая архипелаги Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, Новая Земля.
По мнению гида из Норвегии, Андреаса Умбрайта, работающего в Арктике, охраняемая природная территория федерального заказника "Земля Франца-Иосифа" привлекает туристов своей нетронутостью.
- Каждый участник процесса, от туроператора до туриста, на вопрос: "Нужна ли инфраструктура в Арктике?" может ответить по-разному, - заметил он. - Один туроператор скажет, что это необходимо, другому будет на руку труднодоступность территории.
По его словам, при увеличении доступности территории повышается и безопасность нахождения людей в Арктике.
- Особенно актуален этот вопрос для Земли Франца-Иосифа, где до сих пор нет ни одной спасательной станции, и при возникновении ЧС туда летают вертолеты со Шпицбергена, - сказал он.
Андреас Умбрайт отметил, что на Шпицберген ежегодно приезжают 70 тысяч туристов, тогда как Земля Франца-Иосифа принимает только 700 туристов в год.
- И эти цифры частично отвечают на вопрос о необходимости появления на архипелаге инфраструктуры, - подытожил он.
Отметим, что планы по ее созданию на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа разрабатываются парком "Русская Арктика" на протяжении двух лет. Сейчас план развития парка находится на согласовании в минприроды России.
По словам директора парка Романа Ершова, на территории должна быть построена такая инфраструктура, которая была бы автономна, безопасна, многофункциональна и отвечала всем требованиям экологов.
- Мы понимаем, что должны стараться минимизировать присутствие на особо охраняемой природной территории (ООПТ) объектов цивилизации, поэтому даже смотровые площадки и информационные стенды будут проектироваться с использованием аутентичных материалов, находящихся на островах, - отмечает Ершов.
По мнению экспертов, правила поведения на ООПТ должны "работать" на защиту окружающей среды, однако они не должны противоречить интересам туристов.
Как будет развиваться круизный туризм в российской Арктике, пока никто не рискует давать прогноз. Как отмечает представитель АЕСО Фригг Йоргенсен, в целом в круизном туризме наметился кризис: сейчас гражданские судоверфи строят не средние и небольшие суда вместимостью до 300 человек, а тысячники и более крупные лайнеры, которые рассчитаны на более традиционные морские круизы, нежели путешествие в Арктику.
Также, по его словам, у архипелага Земля Франца-Иосифа есть ряд достоинств, которые весьма привлекательны для туристов: нетронутость территории, частичное или полное отсутствие инфраструктуры (для круизных туристов это не проблема, ведь комфортные условия им обеспечиваются на судне), богатая флора и фауна, уникальные геологические объекты, насыщенность историко-культурными объектами.
Однако в то же время рост турпотока в полярный заповедник в ближайшие годы едва ли возможен. Главная проблема - существующие административные и таможенные барьеры, а также отсутствие разработанных туристических маршрутов и высокая стоимость туров в эту часть Арктики.
Туроператорами был составлен прогноз по посещению Арктики, он получился неутешительным. Так, на 2014-2015 годы большинство туроператоров не смогло набрать нужное количество пассажиров на свои суда для путешествия на Землю Франца-Иосифа.