23.04.2013 00:46
Экономика

Эксперт: Таможенный союз недооценивает роль логистики

Роль логистики в Таможенном союзе недооценена
Российская газета - Спецвыпуск: Транспорт и логистика №88 (6064)
Читать на сайте RG.RU

Геннадий Зубаков, директор международного логистического клуба, заместитель председателя комитета ТПП РФ по логистике

Современные условия развития экономики стран Таможенного союза, вызванные нарастающей глобализацией мирового рынка, стандартами ВТО, принятыми национальными и наднациональными стратегиями, диктуют необходимость эффективной организации управления всеми ее звеньями, важнейшим из которых является транспорт. Его часто называют "Артерией экономики", и это сравнение недалеко от истины. Именно транспортная система обеспечивает перемещение материальных экономических потоков: пассажиров, грузов, багажа, почты. Она связывает в единое целое внешнюю и взаимную торговлю государств Таможенного союза, является важнейшим социальным и политическим звеном, элементом национальной безопасности и стабильности.

Оптимизацией движения экономических потоков занимается логистика. К сожалению, в наших странах именно логистике оказывается недостаточное внимание.

В современных условиях функционирования Таможенного союза вопросы интеграции процессов внешней и взаимной торговли и, как следствие, интеграции транспортных комплексов членов ТС становятся особенно актуальными. Все издержки и несогласованности на наднациональном и ведомственном уровне отрицательно сказываются на практических проектах организации транзитных мультимодальных перевозок, экспортно-импортных операций и обеспечивающих их процессов.

Для повышения эффективности развития транспортного комплекса государств ЕврАзЭС требуются принципиально новые подходы, основанные на современных логистических технологиях и инновациях. Только такие подходы, комплексно рассматривающие все вопросы организации экспортных, импортных и, что крайне важно, транзитных логистических потоков по международным транспортным коридорам, проходящим через территории стран Евразийского экономического сообщества, позволят обеспечить выполнение задач, поставленных перед нашими государствами.

Для комплексного решения проблем обеспечения транзитной привлекательности ТС необходимо обеспечить непрерывное движение логистических потоков внешней и взаимной торговли по международным транспортным коридорам (МТК). Назрела необходимость создания действенного и эффективно работающего механизма единого управления функционированием ресурсов МТК. Эффективность управления должна определяться возможностью решения вопросов привлечения новых внешнеторговых грузопотоков, оптимизацией логистических издержек, создания работающих схем контроля и обеспечения безопасности перевозок.

Отсутствие такого единого управления влечет за собой множество проблем технологического и административного характера, которые наносят значительный ущерб как экономике нашей страны, так и престижу государства на международном уровне. С ними постоянно сталкиваются субъекты национальной транспортной логистики (экспортеры, импортеры, экспедиторы, перевозчики, агентские компании, терминальные и складские комплексы портовой инфраструктуры и пр.). Проблемы - это и очереди на многосторонних автомобильных пунктах пропуска (МАПП), потери времени при организации комбинированных перевозок в морских и авиационных портах, неурегулированность межведомственного взаимодействия по согласованию подконтрольных документов, волюнтаристические ведомственные решения, останавливающие международные транспортные потоки.

Многочисленные попытки различных государственных структур реализовать рекомендованные Европейским экономическим сообществом ООН технологии "единого окна" организации международных перевозок пока не приводят к ощутимому результату. Главная причина этому - отсутствие механизма единого управления процессами организации федерального сопровождения и контроля логистических потоков внешнеторговых перевозок по МТК в целом и, как следствие, отсутствие субъекта управления технологиями "единого окна". Как пример, в РФ в настоящее время ни одно из многочисленных государственных и надгосударственных ведомств нормативно не заинтересовано в движении логистических потоков по транспортным коридорам. Это значит, что нормативные документы, регулирующие цели и базовые процессы этих ведомств, не предписывают необходимость безостановочной работы национальной транспортной инфраструктуры.

Так, например, ФТС России - ведомство, которое часто позиционирует себя в качестве инициатора многочисленных инноваций, оптимизирующих логистические издержки (предварительное информирование, электронное декларирование и пр.), нормативно заинтересовано лишь в пополнении государственного бюджета таможенными платежами и сборами, а также борьбой с контрабандными потоками. Не умаляя важности этих функций, очевидно, что их гораздо действеннее реализовать на остановленных потоках в специально оснащенных местах.

Ведомственные интересы многочисленных государственных органов, контролирующих и сопровождающих процессы международных перевозок, никак не координированы друг с другом. Поэтому выдвигаемые ими инициативы по упрощению формальностей контроля за логистическими внешнеторговыми транспортными процессами ведут лишь к усложнению этих процессов, росту издержек существующих и перспективных транспортно-логистических центров и выхолащиванию инициатив.

Никакие узковедомственные инновации в сфере обеспечения "единого окна" управления транзитными потоками не могут быть эффективными без единого целеполагания и управления сопровождения за всеми транспортными процессами, без использования в практике основополагающих принципов логистики.

Идеологией создания единой среды управления процессами внешней и взаимной торговли являются логистические принципы цельного рассмотрения всех экономических потоков, сопровождающих функционирование интегральной системы: материальных, финансовых, документальных и информационных.

По нашему мнению, Евразийская экономическая комиссия, возможно, единственное наднациональное ведомство, которое может и должно быть нормативно заинтересовано в движении транзитных логистических потоков, росте интегральной транспортной инфраструктуры, минимизации необоснованных потерь на МТК.

Для достижения такой цели и исправления существующих недостатков организации транспортных процессов на МТК необходимо разработать и внедрить ряд новых нормативных актов, определяющих ведущую роль Евразийской экономической комиссии в создании эффективного управления внешнеторговыми транспортными перевозками. На них должны базироваться инновационные процедуры организации перевозок и упрощения формальностей на МТК, действенные национальные и наднациональные технологии организации межведомственного взаимодействия. Эти инновации должны опираться на существующее законодательство, перспективные технологии электронного взаимодействия, сбора и передачи информации, современные механизмы организационного управления.

Рабочей площадкой для интеграции идей, организационных наработок, технологических стандартов в области логистики может быть объединенная площадка Торгово-промышленных палат наших стран. Комитет по логистике ТПП РФ выступает с инициативой объединения инновационных национальных ресурсов и разработки перспективных наднациональных стандартов, в целях создания эффективного управления транспортно-логистическими потоками нашего союза.

Организация единого управления процедурами упрощения формальностей на международных транспортных коридорах, единого нормативного управления сопровождения и контроля всех транспортно-логистических процессов внешней и взаимной торговли - является обязательным условием достижения эффективности целевых инноваций.

Транспорт ВЭД Таможенный союз (ТС)