"Действующая редакция Транспортной стратегии, утвержденная в 2008 году, базировалась на отличных от сегодняшнего дня индикаторах мировой конъюнктуры, направлений основных грузопотоков, уровня потребительского спроса. Актуализация документа проведена исходя из определения ориентиров социально-экономического развития РФ с учетом прогнозов минэкономразвития, обновленных показателей планируемых потребностей отраслей экономики и субъектов РФ, а также последствий вхождения России в ВТО и создания Единого экономического пространства", - сообщил глава минтранса Максим Соколов.
В новой редакции документа скорректированы основные направления транспортной политики, цели и задачи, которые необходимо решить отрасли до 2030 года с учетом существующих тенденций. Основными целями транспортной политики обозначены: формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры; обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения и транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок; интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны; повышение уровня безопасности транспортной системы и снижение ее негативного воздействия на окружающую среду.
Член Общественной палаты Владимир Белозеров считает, что именно такой комплексный подход к развитию транспортной отрасли позволит решить актуальные задачи социально-экономического развития страны. "Кроме того, важно, что в стратегии прописаны два сценария развития транспортной системы - инновационный и энерго-сырьевой", - подчеркнул В. Белозеров на слушаниях проекта документа в общественной палате. И добавил, что инновационный сценарий является наиболее привлекательным, поскольку ставит задачи активизации отечественной науки, достижения научно-технического прогресса и развития высокотехнологичного транспорта и инфраструктуры.
Макроэкономические итоги деятельности транспортного комплекса за последние годы показали результативность мер государственной политики, считает Максим Соколов. Валовая добавленная стоимость, созданная на транспорте (в сопоставимых ценах), увеличилась за последние 10 лет в 2,3 раза и составляет 7% ВВП страны. Экспорт транспортных услуг вырос почти в 5 раз и достиг в 2011 году более 14 млрд долл. (без трубопроводного транспорта). Это треть от экспорта всех видов услуг. В бюджетную систему страны транспортными организациями перечислено почти 515 млрд руб. налогов, в том числе в федеральный бюджет - 441 млрд. Объем инвестиций в транспортный комплекс вырос с 2000 года (в сопоставимых ценах) почти в 2 раза и составил 1,2 трлн рублей, примерно 11% от общего объема инвестиций в экономику РФ. Грузооборот подрос на 35 % и достиг 2,6 трлн. тонно-км. Положительные тенденции сохраняются и в текущем году, а по некоторым показателям наблюдается значительный рост.
Тем не менее, считает министр, транспортная система России в ее нынешнем состоянии не позволяет эффективно удовлетворять спрос растущих сегментов национальной экономики, обеспечить конкурентоспособные позиции на мировом рынке транспортных услуг, а также поддерживать должный уровень мобильности населения. Растет количество участков железных дорог с ограниченными пропускными способностями, протяженность которых более 6 тыс. км, а к 2015 году может превысить 13 тыс. км. Не завершено формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог. В режиме перегрузки эксплуатируется более четверти общей протяженности федеральной сети, в том числе практически все участки дорог, примыкающие к крупнейшим городам России. Отмечается рост авиаперевозок пассажиров почти на 20%, но количество действующих аэропортов и аэродромов гражданской авиации остается на прежнем уровне, многие переведены в категорию посадочных площадок. Возрастает дисбаланс между темпами развития российских портов и смежной транспортной инфраструктуры.
И обновленная стратегия является по сути дела развернутым ответом на все эти вызовы. Как мы уже говорили, есть два сценария развития событий. Разница между их финансированием сценариев весьма значительна и составляет 45%. Консервативный (энерго-сырьевой) составлен под наиболее жесткие бюджетные ограничения и предполагает выбор узкого перечня приоритетных направлений, обеспечивающих купирование первоочередных угроз для национальной экономики и социальной сферы. Инновационный предполагает ускоренное и сбалансированное развитие транспортного комплекса.
Так, первой целью стратегии является формирование единого транспортного пространства России. Определенные подвижки здесь будут обеспечены в обоих случаях. Но при выборе консервативного сценария решение многих актуальных задач модернизации транспортной системы будет отложено за пределы 2030 года. А некоторые задачи могут быть вовремя решены исключительно в рамках инновационного сценария. Это переход к полноценной сетевой структуре железных и автомобильных дорог и, соответственно, полицентрической модели пространственного развития страны. Формирование выделенной инфраструктуры скоростных железнодорожных линий (около 9000 км) и высокоскоростных железнодорожных магистралей (3500 км), которые позволят не только повысить мобильность населения, но и высвободить грузовые линии под ускоренные контейнерные перевозки. В автодорожном комплексе - это обеспечение разумного баланса между потенциалом дорожной сети и ростом автомобильного парка, прежде всего, в крупных городах.
Реализация только этих мероприятий позволит кардинально повысить коммерческие скорости доставки грузов железнодорожным транспортом - на 30%, автомобильным транспортом - в 2 раза.
А "общетранспортные" итоги от претворения стратегии в жизнь ожидаются такие. Повышение производительности транспортных систем: среднесуточные объемы перевозок пассажиров возрастут в 1,7 раза, грузов - в 2 раза. Доля времени движения товаров автомобильным транспортом в пути увеличится до 16-20 часов в сутки; повышение фондоотдачи инфраструктуры транспорта и увеличение рентабельности; уменьшение на 30 процентов уровня энергоемкости транспорта; обеспечение проезда автотранспортных средств с нагрузкой на ось 11,5 тонны по автомобильным дорогам, входящим в состав международных транспортных коридоров на всем их протяжении. Доля российских перевозчиков в объеме международных автомобильных перевозок грузов возрастет с 39 процентов в 2010 году до 50 процентов в 2030 году, а доля внешнеторговых перевозок судами под российским флагом с 4 до 16%. Доля судов под российским флагом в суммарном дедвейте морского транспортного флота, контролируемого Россией, возрастет с 30% в 2010 году до 40% в 2030 году.
"Реализация Транспортной стратегии позволит превратить географические особенности России в ее конкурентное преимущество", - уверен Максим Соколов.