Выводы из этих проверок часто делаются весьма жесткими. "Проверка Счетной палаты - это не просто проверка эффективности работы госкомпаний, это основание для возбуждения уголовных дел", - напоминает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.
Достаточно вспомнить о прошедших недавно обысках в Фонде "Сколково" - их предваряла проверка СП, которая обнаружила явные нарушения. Или возбуждение уголовного дела о мошенничестве в отношении директора Центрального военно-морского музея Министерства обороны РФ. Тогда, сообщили СМИ, в ходе аудиторской проверки СП были выявлены финансовые нарушения на 735 млн руб. при переезде музея в новое здание.
У всех на слуху также продолжающаяся проверка "Роснано", в ходе которой Счетная палата уже заявила о выявленных нарушениях.
На этом фоне опубликованные недавно результаты проверки компании "Аэрофлот - Российские авиалинии" производят благоприятное впечатление. По мнению аудиторов Счетной палаты, в компании растет объем пассажирских перевозок, цена билетов обусловлена удобным временем отлета и прилета, а также молодостью и безопасностью парка воздушных судов.
Напомним, авиапарк компании - один из самых молодых в Европе, средний возраст самолетов составляет 5 лет. Благодаря росту объемов пассажирских перевозок увеличивались доходы авиакомпании. Что касается расходов, то они росли за счет трат на организацию этих перелетов, на покупку самолетов, а также за счет повышения фонда оплаты труда и увеличения расходов на консультационно-информационные услуги - проще говоря, рекламу.
Вместе с тем аудиторы Счетной палаты посчитали экономически неэффективными некоторые решения совета директоров в отношении "дочек" компании. На коллегии СП также были обсуждены мероприятия по снижению стоимости авиаперевозок по классам обслуживания пассажиров. Были поддержаны мероприятия по развитию сегмента низкобюджетных авиаперевозок. О планах создания такого перевозчика на базе одной из своих дочерних авиакомпаний "Аэрофлот" объявлял ранее.
По мнению аналитиков, проверка Счетной палаты показала, что коррупционных схем в "Аэрофлоте" нет. "Я просмотрел документы Счетной палаты по "Аэрофлоту" и не нашел там никаких признаков экономических преступлений", - признается Олег Пантелеев. "Я думаю, эти проверки серьезных последствий для авиакомпании иметь не будут, - считает Андрей Колесник, депутат Госдумы от фракции "Единая Россия", член комитета по транспорту. - Руководство "Аэрофлота" теперь, конечно, должно четко объяснить: на что и куда расходовались деньги, что ушло на рекламу, на информационную поддержку или на поощрения менеджеров. Но на то и Счетная палата, чтобы выявлять недостатки".
Тем более что выявленные недостатки могут обернуться и достоинствами. Например, выросшие рекламные расходы. "Реклама хвалит, Счетная палата оценивает нормативность и эффективность работы, - говорит депутат. - Мы все помним, как однажды "Кока-кола" уменьшила расходы на рекламу и мгновенно провалилась. Поэтому расходы на информационную поддержку в условиях конкуренции иной раз являются оправданными".
Что касается высоких цен на билеты, то на стоимость билетов авиакомпании влияют и цены на топливо в России, и то, что зимой авиакомпании приходится покупать жидкость от обледенения, отмечает Андрей Колесник. "Но компания "Аэрофлот", я хочу сказать, одна из самых эффективных и одна из самых надежных, так как у нее приличные самолеты. И многие люди, страдающие аэрофобией, предпочитают именно эту авиакомпанию, потому что там, во всяком случае, соблюдаются технологические нормы практически полностью", - добавляет он. И признается, что сам старается летать этой авиакомпанией: "Работа депутатов требует мобильности".
Претензии Счетной палаты в основном сводятся к неэффективной структуре издержек и, как следствие, высоким ценам на билеты. Но "Аэрофлот" - не монополист на рынке, поэтому необоснованно высокие цены на билеты вызвали бы отток пассажиров, отмечает Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга "ФИНАМ". Между тем, как следует из материалов самой СП, пассажирский спрос растет. "Вместе с тем компании следует прислушаться к критике со стороны Счетной палаты, т.к. в ней есть призыв к началу процесса оптимизации издержек, что должно привести к снижению средних цен на билеты и улучшению конкурентных преимуществ "Аэрофлота", - добавляет аналитик.
"Аэрофлот" тащит на себе огромные социальные обязательства, в его структуру входят перешедшие из "Рособоронэкспорта" дочерние компании, отмечает известный экономист, профессор Никита Кричевский. "Думаю, проверка Счетной палаты показала, что компания с государственным участием, какой является "Аэрофлот", может управляться эффективно. И эта проверка, возможно, призвана оградить компанию от поспешной приватизации", - говорит он.
"Прихода аудиторов Счетной палаты не стоит опасаться, если бизнес прозрачен и соответствует международным стандартам. На мой взгляд, "Аэрофлот" - это не та компания, у которой есть необходимость или потребность в незаконных сделках или отмывании денежных средств. Очевидно, что в силу того, что менеджмент работает на высоком уровне и у компании достаточно компетентных специалистов в области управления финансами и других отраслях нормальной хозяйственной деятельности", - говорит Георгий Зубовский, председатель Президиума столичной коллегии адвокатов, почетный адвокат России. По его мнению, уровень IT в "Аэрофлоте" высок, и благодаря этому все управленческие решения обеспечены необходимым уровнем и компетенцией специалистов.