За последние 20 лет очень многие человеческие общности рассыпались в подобный "песок". Как говорят политические психологи (которые изучают не отдельных индивидуумов, а массовые явления и настроения), кроме прочих кризисов люди пережили так называемый кризис идентичности: им стало сложно ответить на вопросы "кто я?", "зачем я живу?", "откуда я?", "кто со мной?". Такие потери для общества даром не проходят. О том, чем это чревато, свидетельствуют данные исследования, проведенного на кафедре социологии и психологии политики факультета политологии МГУ под руководством доцента Татьяны Евгеньевой (проект осуществлялся по гранту РГНФ N 12-03-00307).
Почему наши люди порой так агрессивны к "чужим"? По мнению Татьяны Евгеньевой и ее коллег, на фоне кризиса в человеке активизируется его "первобытное" начало, которое еще с пещерных времен заставлялосо своими сбиваться в стаю, а от чужих защищаться. Плюс к тому на фоне туманного будущего и "непредсказуемого прошлого" люди отчаянно пытались найти и проверенных героев, и врагов, которые должны "за все ответить"!
Изучая истоки и причины ксенофобии (страха перед чужаками), ученые опросили 1600 человек из более чем 30 субъектов РФ (в том числе 500 молодых людей от 14 до 30 лет), а также провели 15 фокус-групп, глубинные интервью с 15 экспертами и 70 "типичными" молодыми людьми. Их доклад лег в основу ряда научных работ и рекомендаций для властных структур.
Выяснилось, что для молодежи чужие чужим рознь. Суровое мировое зло пугает и злит куда меньше, чем конкретные соседи, которые "мешают спать". Как метко заметила в свое время завкафедрой социологии и психологии политики профессор Елена Шестопал, "самая страшная ведьма всегда живет в соседней деревне", на нее и направлен весь гнев. Кстати, поэтому же США бомбят "антинародные" режимы, а наши граждане задирают приезжих.
"Своими" четверо из пяти опрошенных считают семью и близких. Каждый десятый включает в этот круг "всех, кто живет на планете Земля" и т.п. Только каждый двадцатый связывал ощущение "я свой" с официальным гражданством или своей национальностью.
С врагами картина иная. Для каждого десятого молодого человека "чужие" - нечто абстрактное: "те, кто меня не понимает", "разгул коррупции" и т.п. Примерно пятая часть респондентов называла конкретные "враждебные" государства. А две трети ответов были как раз из серии "ведьма в соседней деревне": к чужим относили "выходцев с Кавказа", "старшее поколение", "чиновников", "мигрантов", "мусульманские группировки", "всяких среднеазиатов" и, наоборот, "разных мажоров". Постоянно всплывали страхи молодых россиян перед "фанатиками" и др. Главной причиной страхов ученые считают и уже упоминавшийся кризис. Играют свою роль и стереотипы, невежество, неумение общаться. Незнание порождает страх, страх - агрессию...
Кого в России особенно любят? Наиболее позитивно воспринимают "русских" и представителей гуманитарной интеллигенции (по 73%). А больше всего неприязни вызывают нелегальные мигранты (47-49%), чиновники (47%) и приезжие с Кавказа (45%). Для 35% чужие - полицейские, для 23% - бизнесмены, для каждого пятого (19%) - москвичи. Жителей столицы особо не любят совсем молодые респонденты, чиновников - старшие.
Подавляющее большинство (свыше 80%) граждан при общении с людьми другой веры или национальности настроены доброжелательно. Несколько чаще негативные эмоции испытывали совсем молодые респонденты. Максимально комфортно наши люди чувствуют себя в обществе русских (94%), православных (88%), сельских жителей (86%), жителей Сибири (77%) и бедных людей (71%). А неуютно им в обществе чеченцев (54%), жителей Кавказа (47%), мусульман, проживающих в России (46%), и богатых людей (43%). Иными словами, для людей, когда они делят окружающих на чужих и своих, национальный фактор особой роли не играет. Важны различия по доходам (их назвали 78%), социально-классовые (56%) и между поколениями (52%). 59 процентам безразличны партийные и идейные пристрастия других, 52% - их национальность.