24.04.2013 20:27
Экономика

"РГ" выяснила, как бизнес экономит на аттестации рабочих мест

У работодателей нет стимулов для проведения объективной оценки условий труда
Текст:  Наталия Швабауэр (Свердловская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (6066)
По данным УФНС, в Свердловской области зарегистрировано около 176 тысяч юрлиц и 120 тысяч индивидуальных предпринимателей, 70 процентов из них ведут хозяйственную деятельность. При этом отчеты об аттестации рабочих мест с 2008-го по 2012 год подали всего 24 ИП и 854 организации, за 1 квартал 2013 года - соответственно 8 и 339.
Читать на сайте RG.RU

Между тем, согласно Трудовому кодексу РФ, в обязанности работодателя входит оценка условий труда, ознакомление с ее результатами персонала и предоставление компенсаций, если класс вредности 3.1 и выше. Почему же в регионе аттестовано только каждое 10 рабочее место? Об этом мы беседуем с заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Свердловской области Татьяной Гасилиной.

Какой бизнес более добросовестно относится к аттестации?

Татьяна Гасилина: Как правило, крупный, особенно социально направленный, сотрудничающий с зарубежными партнерами и заботящийся о своем имидже. А вот у ИП, ООО с этим проблемы. Малому предприятию проще ликвидироваться, уволить сотрудников задним числом, а на следующий день принять в новую фирму. "Плановых проверок три года не будет - зачем тратить деньги?" - рассуждают предприниматели. Но если завтра предприятие получит предписание от инспекции труда или прокуратуры и не выполнит его, то руководителю может грозить дисквалификация.

Руководители стройфирм - одни из самых ярых критиков аттестации. Они считают, что эта процедура имеет смысл только при неизменных условиях труда. А у них и объекты постоянно меняются, и задания.

Татьяна Гасилина: Если строго следовать нормативным актам, то при переводе персонала с одного объекта на другой работодатель обязан провести внеплановую аттестацию. Чтобы сократить издержки, имеет смысл учесть все возможные варианты: работа на высоте или на земле, в замкнутом пространстве или на открытом воздухе, степень воздействия негативных факторов и продолжительность контакта с ними. Например, одно дело - варить трубы зимой на улице, другое - в здании, пусть и не отапливаемом.

Я думаю, что причина, скорее, финансовая - собственники бизнеса хотят сэкономить. Чем больше измеряется факторов, тем дороже аттестация. С другой стороны, надо понимать, что, если завтра тот же сварщик подаст жалобу на неблагоприятные условия труда и проверка это подтвердит, работодателю придется заплатить штраф в размере 1000-5000 рублей для должностных лиц и ИП, 30-50 тысяч - для юридических, а также провести аттестацию за свой счет еще раз.

По данным главного госинспектора РФ по охране труда, практически по всем регионам фиксируются факты расхождения данных аттестации и компенсационных выплат. То есть подтверждаются оптимальные или допустимые условия труда, а работнику продолжают давать бонусы. Чем это можно объяснить?

Татьяна Гасилина: Согласно статье 219 ТК РФ, при создании безопасных условий труда компенсации могут отменяться. Но в этом случае надо быть полностью уверенным в объективности аттестации. Ведь не секрет, что многие работодатели специально привлекают к работе организации, готовые выдать заключение, выгодное заказчику. Например, отнести все рабочие места ко второму классу. Ну не может быть второго класса у хирурга, который оперирует ежедневно, или у водителя автобуса! Вот именно в таких случаях - "два пишем - три в уме" - работодатели, скорее всего, идут на соглашение с персоналом, сохраняя ему часть компенсационного пакета.

Как призвать к ответу аттестующую организацию?

Татьяна Гасилина: Аккредитацию они проходят в Министерстве труда и соцзащиты РФ. К сожалению, она носит уведомительный характер: просто предоставляется пакет документов, подтверждающих наличие приборов, соответствующих методик и специалистов. По документам все есть, а по факту в штате два человека, лаборатория выдает заключения без выезда на предприятие. Были случаи, когда по отчетам умудрялись за день провести замеры одним прибором сразу в пяти городах Свердловской области. Несколько таких организаций Роструд исключил из реестра, теперь они пытаются оспорить это решение в суде.

В первую очередь от действий недобросовестной аттестующей фирмы страдает сам работодатель. Многие, заключая договор на такие услуги, даже не прописывают в нем компенсации за некачественный результат.

За сговор с аттестующей организацией с точки зрения уголовной ответственности работодателю ничего не грозит. Но, если возникнет конфликт - департамент труда проведет экспертизу или персонал обратится с жалобой, предприятие точно будет наказано финансово.

В декабре 2012 года с подачи Минэкономразвития РФ были введены послабления в порядок проведения аттестации. Каких видов деятельности они касаются?

Татьяна Гасилина: К сожалению, бизнес видит в документах только то, что хочет. Если написано "аттестации подлежат все рабочие места, кроме мест работников с офисной техникой", значит, считают, для бухгалтера, секретаря, менеджера делать оценку условий труда вообще не надо. Но, согласно тому же приказу министерства, сотрудник, который сидит за компьютером больше 50 процентов рабочего времени, подлежит медосмотру - следовательно, его рабочее место должно быть аттестовано.

Второе послабление касается рабочих мест со вторым классом - для них разрешено аттестацию проводить не каждые пять лет, а однократно. При этом надо понимать, что если аттестацию провели в тот период, когда это разрешено было делать силами собственной лаборатории, то такие результаты сегодня уже нелегитимны - требуется независимая оценка.

Есть еще один интересный пункт: работодатель обязан провести внеплановую аттестацию по обращению работника. Заявление тот может подать не лично руководителю, а в профсоюз или нам. Инициируется проверка, причем если человек захочет сохранить в тайне свои персональные данные, то инспектируется не конкретное рабочее место, а ряд аналогичных.

Если раньше люди боялись что-то потребовать, то сегодня стало гораздо больше судебных исков о возмещении морального ущерба. И все-таки уровень самозащиты еще не так высок, как на Западе. В 90 процентах случаев при приеме на работу народ интересует лишь зарплата. Адекватно оценить негативные последствия для своего здоровья могут не все. Когда разрешили заменить молоко денежной компенсацией, пошел просто вал обращений. Но ведь прием 0,5 литра молока за смену позволял вывести вредные вещества из организма.

Может быть, проще вообще отказаться от аттестации?

Татьяна Гасилина: При всех своих недостатках она нужна - мы видим прямую зависимость между количеством аттестованных рабочих мест на предприятии и уровнем производственного травматизма, выявления профзаболеваний. В международном праве эта процедура называется оценкой профессиональных рисков. Там бизнес спокойно выполняет требования надзорных органов и персонал вовлечен в процесс выявления опасных факторов.

Сейчас рассматривается несколько вариантов модернизации аттестации. К примеру, есть проект индивидуальной оценки с учетом возраста, социального положения, стажа, состояния здоровья сотрудника. На мой взгляд, при той текучке кадров, что есть на больших предприятиях, это практически невозможно. Целесообразней узаконить присутствие персонала при замерах. В чем я уверена: аттестация обязательно должна проводиться при предоставлении компенсации, определении группы инвалидности по профзаболеванию, начислении льготной пенсии.

Кстати, с чем связана реформа института досрочной пенсии?

Татьяна Гасилина: Досрочная пенсия сейчас привязана к наименованию профессии или к работе в заведомо "вредных" цехах. С одной стороны, есть профессии, которые себя изжили. Например, кабельщик-спайщик. В свое время такие люди паяли кабель в свинцовой оболочке и имели вредный стаж, право на досрочную пенсию, но сегодня почти вся отрасль перешла на оптические линии связи. С другой стороны, масса людей не может уйти досрочно на заслуженный отдых, потому что работодатель в трудовом договоре неверно указал их должность. Например, не штамповщик, а оператор линии штампования, не машинист автогрейдера, а автогрейдерист. И приходится собирать кучу бумаг, доказывать ПФР, что это одно и то же. Реформа направлена на то, чтобы досрочная пенсия давалась не за наименование профессии, а за конкретные условия труда.

Охрана труда Бизнес Свердловская область Урал и Западная Сибирь