24.04.2013 20:38
Экономика

Екатеринбургский цирк остался единственным, не получающим дотаций

Региональные цирки не готовы к переходу на коммерческие рельсы
Текст:  Ксения Дубичева (Екатеринбург)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (6066)
Утвержденная ровно год назад концепция развития циркового дела в РФ до 2020 года революционных последствий пока не имеет. Выход на самоокупаемость для большинства цирков остается фокусом, с которым не справится даже самый ловкий иллюзионист. Региональная исполнительная власть, возможно, и рада бы помочь, но без нарушения Бюджетного кодекса сделать это не в состоянии. И все же развитие и подъем циркового дела возможны, если концепцию "оснастить" механизмами реализации. В этом убеждает пример единственного в России не имеющего государственных дотаций цирка - екатеринбургского.
Читать на сайте RG.RU

Идея приватизации цирка давно бродит по начальственным кабинетам. На одной из коллегий министерства культуры вообще прозвучала максима: цирк стране не нужен. В качестве примера успешной коммерциализации, как правило, приводится Цирк дю Солей, рентабельность которого, по данным из открытых источников, составляет 20 процентов, постановочные расходы на одно шоу - 25-30 миллионов долларов. Дю Солей работает только там, где ему выгодно, и ставит столько спектаклей, сколько позволяет его бюджет. Разумеется, не неся при этом никакой социальной нагрузки.

Средняя рентабельность европейских цирков варьируется в пределах 10-25 процентов. Однако европейская система передвижных цирков-шапито в России не работает. У нас сложилась своя уникальная традиция: как и русский репертуарный театр, так и российский цирк неповторим в его теперешнем виде.

38 стационарных цирков (за исключением двух московских и санкт-петербургского), 15 шапито и девять передвижных зооцирков объединены в казенное предприятие "Росгосцирк". На каждой площадке готовится своя программа, которая по принципу ротации объезжает всю Россию: театр меняет репертуар, а цирк меняет город. Для этого и нужны четыре десятка таких учреждений культуры: для охвата всей страны каждой отдельно взятой программой требуется пять лет - оптимальный срок, позволяющий рассчитывать на внимание зрителя, который не поскупится заплатить за билет. Постановочные расходы на каждую программу - около миллиона рублей. А вопрос рентабельности упирается в покупательскую способность населения и сопрягается с социальной значимостью циркового искусства.

- Когда цирки включили в одну программу приватизации с предприятиями алкогольной промышленности, мы стали протестовать и предложили отнести нас к категории детских театров. Очень тяжело было доказывать, что цирк - это национальное достояние, искусство, несущее радость детям, - рассказывает о "сражении за манеж" директор екатеринбургского цирка Анатолий Марчевский, входивший в Совет по культуре при президенте РФ. - Владимир Путин поддержал наше предложение. И до сего дня никто этого решения не отменял. Нас до сих пор не уничтожили. Однако и дотации нам только снятся, хотя детские театры дотируются. Нам говорят: вы должны зарабатывать, это шоу-бизнес. На ком зарабатывать, на детях?! Давайте тогда и на образовании зарабатывать: у кого есть деньги - тех и учим, на медицине: у кого есть деньги, того и лечим.

Детские театры, такие как ТЮЗ или кукольный, за счет бюджетных вливаний могут позволить себе продавать билеты по 100-150 рублей. В екатеринбургском цирке самый дешевый билет стоит три сотни.

- Я бы продавал билеты по 50 рублей, но кто заплатит за коммуналку, электричество, транспорт, отремонтирует цирк, накормит животных? За 19 с лишним лет моего директорства цирк не получил ни копейки бюджетных денег. Но он до сих пор на плаву - все остальные получают дотации, - раскрывает экономику своего учреждения Марчевский. - Мы сейчас работаем на содержание здания: только за электричество платим 700 тысяч в месяц. Вся коммуналка закладывается в цену билета. Но чем дороже билет, тем меньше зрителей, а чем меньше зрителей, тем ниже рентабельность. Надо осознавать социальную значимость культуры: мы реализуем те самые доступные культурные блага, что прописаны в Конституции. Сегодня с армией все в порядке, экономику мы подняли, давайте наконец займемся культурой! Если все силы бросим только на здравоохранение и образование - получим много умных и здоровых, но невоспитанных людей. Детям нужна нравственная прививка, ребенок должен получать "культурный норматив".

Судя по опросам, у екатеринбургского цирка 20-30 процентов постоянных зрителей, которые непременно приходят на каждую новую программу. Средняя заполняемость зала - около 60 процентов. Таким образом, за год цирк посещают около 300-400 тысяч екатеринбуржцев и жителей области. Поднять посещаемость в нашем городе невозможно - чай, не Москва, где билеты в первый ряд и за пять тысяч рублей расходятся. Здесь доходы населения иные.

В советское время билет в цирк стоил рубль двадцать - в первый ряд. То есть на среднюю зарплату в 120 рублей можно было купить 100 билетов. В сегодняшних условиях рассчитывать на стопроцентную заполняемость зала можно, если средняя зарплата будет равна 80 тысячам рублей. Однако даже в благополучном Екатеринбурге она, по последним данным, равна 32,6 тысячи, в области - меньше.

- Даже чтобы выйти в ноль, надо давать 20 спектаклей ежемесячно. Раньше одна программа шла три месяца, а сейчас приходится менять каждый месяц. С учетом месячного отпуска, десятидневной "пересменки" между программами - вынь да положь восемь программ в год,- объясняет директор. - Я полагаю, нужен государственный заказ. При этом против системы госконтроля тоже ничего не имею.

Финансировать цирк напрямую ни областной, ни городской бюджеты не имеют права: это федеральное учреждение, и все вопросы оно обязано решать за счет собственных средств, едва ли не поштучно покупая новые кресла, двери, сантехнику. Реконструкция здания, которое за 30 лет существования не видело капремонта, - задача для самого цирка неподъемная.

Экономика Екатеринбург Урал и Западная Сибирь