Министерство юстиции РФ вынесло на общественное обсуждение законопроект, дополняющий процедуру взыскания уголовных штрафов важными новациями. Например, если штрафник не расплатился своевременно и дело дошло до судебного пристава, последний должен одновременно с возбуждением исполнительного производства ограничить должнику выезд за рубеж.
Напомним, около двух лет назад был принят закон о кратных штрафах за взятки. Пойманным за руку мздоимцам приходится отдавать в десятки раз больше. Самый высокий тариф - 100-кратный, он назначается для особо крупных взяток. Однако мало назначить астрономический штраф, важно, чтобы человек его еще заплатил, иначе все теряет смысл.
Законопроект минюста, вынесенный на общественное обсуждение, предлагает ряд мер, чтобы заставить коррупционеров платить. Например, если человек вместе со штрафом получил условный срок или вовсе был направлен в тюрьму, его не оставят в покое. Условный срок предлагается менять на реальный, когда осужденный попытается пройти мимо кассы. В тюрьме, понятно, возможностей заработать и отдать гораздо меньше. Однако окончание срока не станет избавлением от долгов. Проект предлагает вновь сажать на скамью подсудимых вчерашних арестантов, не погасивших штраф.
За "умышленное уклонение осужденного, отбывшего наказание в виде лишения свободы, от исполнения дополнительного наказания в виде штрафа в размере до пятисот тысяч рублей" человеку будет грозить до 240 часов обязательных работ. Либо ему вообще будет грозить поездка в исправительный центр на срок до года для отбывания принудительных работ.
Когда же штраф выше пятисот тысяч, ставки повышаются. Штрафника-уклониста могут вновь вернуть за решетку на срок до двух лет. Правда, при новой системе наказание взяточника не всегда может сопровождаться тюрьмой. Изначально авторы проекта предполагали, что неволя станет исключением, а в основном мздоимцев будут бить по самому чувствительному месту - по карману. Одно дело, отсидеть и выйти богатым человеком из тюрьмы, и совсем другое - выйти из зала суда без гроша в кармане и с сумой. Гигантские штрафы стали хуже конфискации, за которую ратуют многие. Человек мог всю жизнь брать чужие деньги в конвертах, но так и не набрать на штраф, так что отдавать придется и свои тоже, не только наворованные. Практика взыскания уже первых штрафов показала: слухи о богатстве взяточников (по крайней мере, представших перед судом) оказались сильно преувеличены. Многим рублевые кары оказались просто не по карману.
Как сообщили "РГ" в Федеральной службе судебных приставов, в прошлом году на исполнении в ведомстве находилось 1404 исполнительных производства о взыскании штрафов за коррупционные преступления. Общая сумма взыскания - 2 миллиарда рублей. "Фактически окончено 522 исполнительных производства, взыскано 155 миллионов рублей", - рассказывают приставы. Остальные долги отнюдь не прощены, просто людям разрешено отдавать их несколько лет. Закон разрешает предоставлять рассрочку до 5 лет.
Проект же минюста, помимо прочего, разрешает осужденным погашать штраф не только деньгами, но имуществом, ценными вещами. Уже на первой встрече с приставом коррупционер будет вправе предложить, скажем, свой дом, спортивный автомобиль или, скажем, перстень с бриллиантом. Имущество продадут, вырученные деньги пойдут на погашение штрафа. Главное, чтобы их хватило.
Кстати, недавно пленум Верховного суда России также прояснил некоторые детали, связанные с уголовными штрафами. Один из ключевых моментов: если штраф назначен вместо тюрьмы, но не уплачен, наказание нужно поменять, однако никакого условного срока при этом быть не может. "Судебными приставами в суды направлено 140 представлений о замене наказания в виде штрафа иным видом наказания, - рассказывают в Федеральной службе судебных приставов. - В связи с заменой штрафа другим видом наказания, окончено 21 исполнительное производство на сумму 303 миллиона рублей". В Дагестане, например, Хасавюртовский районный суд заменил 150 тысяч рублей штрафа на полтора года лишения свободы условно.
Любопытно, что, когда закон о кратных штрафах только приняли, преподаватель одного из ведущих юридических вузов в беседе с корреспондентом "РГ" высказал мысль, что "при таких огромных штрафах суду лучше спрашивать у осужденных, желают ли они сесть в тюрьму или согласны заплатить. Неволя, конечно, пугает взяточников, но далеко не у всех хватит денег, чтобы выплатить штраф". Теперь проект минюста предлагает учитывать при назначении наказания имущественное положение осужденного и возможность выплатить штраф.
Сегодня миллионные штрафы за взятки стали обыденным делом. Вот последние приговоры: в Казани полицейский получил 3 года условно и штраф в 2 миллиона рублей за получение взятки в 100 тысяч рублей. А в Нижегородской области бывший начальник отдела региональной государственной жилищной инспекции приговорен к 4,5 годам лишения свободы в колонии строгого режима и штрафу в размере 26 миллионов рублей за серию взяток на общую сумму более 500 тысяч рублей.
Когда проект кратных штрафов обсуждался, критики ворчали, мол, коррупционерам позволят откупаться от тюрьмы. Доводы, что разорение для взяточников часто страшнее неволи, убеждали не всех. Как видим, в особых случаях гигантские штрафы не спасают от тюрьмы. Правда, на практике, если коррупционера посадили, взыскать с него деньги порой невозможно. Законопроект минюста предлагает ряд мер, чтобы заставить расплачиваться и таких осужденных. Например, если и выйдя из тюрьмы, человек не начнет платить, его вновь осудят.