Телезрители помнят такие документальные работы Натальи Гугуевой, как "Костя Цзю. Быть первым!", "Владимир Высоцкий и Марина Влади. Последний поцелуй", "Улыбка Гагарина" и многие другие. Но картина о Кустурице стала для режиссера особенной.
- Мы сразу договорились, что не снимаем биографический фильм, - говорит Наталья Гугуева. - Это фильм - мироощущение большой личности. Биографические штрихи лишь раскрывают, как работает внутренний мир Кустурицы. Вы не узнаете, когда он родился и сколько ему лет. Через Эмира в фильме идет разговор о главных вопросах бытия. Мы делим картину на главы: отношение человека к смерти, человек и Бог, человек и семья, человек и война, человек и запах Родины. Фильм длится 92 минуты и мы очень надеемся, что в таком же полном формате пройдет его показ на Первом канале.
Музыкант Горан Брегович говорит в фильме о том, что Эмир - выходец из цыганского края - мог в жизни стать или вором, или гением, но родители Кустурицы сделали за парня правильный выбор, отправив его учиться в киношколу в Праге. Коллеги Эмира называют его "профессор", потому что он их регулярно поучает. В перерывах между съемками своих фильмов Эмир Кустурица не перестает актерствовать, читает друзьям вслух свою книгу и всерьез называет себя "единственным писателем, у которого есть власть и самолет".
А еще говорит о себе: "я градоначальник, музыкант, режиссер и, что самое важное, я - веселый человек".
Кустурица - единственный режиссер, который может выйти получать высокий кинематографический приз непричесанным и в джинсах. Единственный режиссер, в фильмах которого люди летают не потому, что подорвались на минах, а потому, что любят. Он говорит о том, почему никогда не вернется на родину, почему родной город Сараево стал для него навязчивым ночным кошмаром, лабиринтом боли, из которого нет выхода. Рассказывает, почему всегда называл себя югославом, хотя такой национальности нет, и почему его новой родиной стало цыганское чувство свободы:
- Если вы будете снимать один и тот же фильм среди цыган, или в любой другой среде, то у цыган он обязательно получится более человечным.
Светлана Колосова, директор Дирекции документального кино Первого канала:
- Наталья Гугуева - особый режиссер. Мы ее переманили из классической режиссуры документального кино, которая немного снисходительно относится ко всем телевизионным работам, не желали отпускать человека, который может работать как для публики в кинозале, так и для большой телеаудитории.
Фильм о Кустурице снимался дольше любого другого проекта. Больше трех лет. Очень сложно было договориться с героем. Эмир Кустурица много раз говорил "да", и после этого пропадал. Его не возможно было найти ни в каком уголке света, он не отвечал на письма и звонки. Все переадресовывал своим контактным лицам, которые тоже не могли его разыскать. На тот момент Кустурица как раз закончил свой фильм о Марадоне. И Наташа сказала ему: "Вы со мной обращаетесь ровно так, как и ваш герой с вами" (Марадона вел себя так же, когда Кустурица снимал фильм о нем). Это возымело свое действие, сдвинуло дело с мертвой точки. Все закрутилось и полгода назад съемки были завершены.