26.04.2013 01:00
Власть

Владимир Путин провел "Прямую линию" в одиннадцатый раз

Президент провел "Прямую линию" в одиннадцатый раз
Текст:  Екатерина Власова
Российская газета - Столичный выпуск: №92 (6068)
Президент Владимир Путин в одиннадцатый раз отвечал на вопросы граждан своей страны в прямом эфире.
Читать на сайте RG.RU

Задать вопрос главе государства, как и в предыдущие годы, смогли не только приглашенные в студию программы гости, но и те граждане, с кем президент смог пообщаться в ходе включения из городов России, а также позвонившие или направившие SМS-сообщение в единый телефонный центр. По состоянию на 16.00 общее количество обращений к Путину приблизилось к трем миллионам. Это уже стало абсолютным рекордом. Круг задаваемых вопросов традиционно широк: от общего состояния экономики до оценки действий конкретных чиновников.

"РГ" публикует ответы президента на наиболее важные вопросы.

Об итогах года

Прежде всего я бы обратил внимание на повышение уровня доходов граждан. У нас растут заработные платы. Многие эксперты обращают внимание на то, что зарплата растет опережающими темпами, быстрее, чем уровень производительности труда. Это с точки зрения экономики - не самый лучший показатель, но с точки зрения социальной справедливости, конечно, мы двигаемся в правильном направлении.

Мы дважды проиндексировали пенсии - в феврале и в апреле. И пенсия по старости впервые перешагнула рубеж в 10 тысяч рублей. Наряду с материнским капиталом мы ввели еще оплату за рождение третьего ребенка в демографически сложных регионах.

Стенограмма "Прямой линии" Владимира Путина с россиянами

В целом демографическая ситуация улучшается. У нас рекордные показатели по рождаемости. Несколько ухудшилась ситуация по снижению смертности, это я бы отметил, с этим нужно разбираться. У нас повышены стипендии студентам, как мы и договаривались, сделан еще ряд положительных шагов в социальной сфере. Одно из важнейших направлений - улучшение условий ведения бизнеса. Здесь тоже есть положительные тенденции, и международные организации это отмечают. Развивается и все то, что связано с масштабной программой по переоснащению армии и флота современным оружием.

О состоянии экономики в условиях спада

Мы все прекрасно понимаем, что тот спад в мировой экономике, который наблюдается, особенно в еврозоне, на нас отражается серьезно, потому что Европа - это наш основной торгово-экономический партнер. На совещании в Сочи мы собрались, чтобы еще раз оценить ситуацию, послушать разные точки зрения, понять, есть ли в этом спаде наша собственная доля, внесли ли мы в этот спад своей политикой какой-то негативной вклад или нет.

Должен сразу сказать, никакого секрета здесь нет: часть членов правительства считает, что наш вклад здесь есть, и он заметный. Часть членов правительства считает, что никакого нашего вклада здесь нет, это результат негативного развития мировой экономики, и нам нужно просто внимательно смотреть за тем, что там происходит, и иметь на всякий случай инструменты реагирования, если кризис будет разрастаться. Среди экспертов мнения тоже разделились. У нас нет водораздела между правительством и президентом, администрацией и правительством. Водораздел проходит по сущностным вопросам, по сути, как относиться к тем событиям, которые происходят.

Но я вам скажу, в чем суть дискуссии. Некоторые коллеги считают, что сложились несколько факторов.

Во-первых, мировой экономический кризис, который продолжается, в том числе в еврозоне. И на нас он тоже влияет.

Второе, это слишком жесткая кредитно-денежная политика внутри самой Российской Федерации. Она в значительной степени обоснованная, потому что направлена на таргетирование инфляции, то есть на борьбу с ростом цен. Это делается в интересах граждан. Но некоторые считают, что это слишком зажало денежную массу, что Центральный банк перешел к плавающему курсу, перестал выходить с закупками валюты на внутренний рынок; значит, объем денежной массы уменьшился. Считают, что мы ввели так называемое бюджетное правило и начали в большем объеме изымать с рынка так называемые нефтедоллары. Объем денежной массы в конечном итоге тоже уменьшился.

Онлайн-трансляция "Прямой линии с Владимиром Путиным"

Банки, несмотря на снижение инфляции, продолжают кредитовать под высокий процент и физических лиц, и юридических лиц - всех участников экономической деятельности. И некоторые коллеги говорят: нужно внести определенные коррективы. Собственно говоря, здесь водораздел споров. Наверное, коррективы нужны, но я хочу подчеркнуть: фундаментальные основы нашей экономической политики останутся без изменения.

Мы будем и дальше уделять внимание прежде всего макроэкономическим показателям и ориентировать реальную экономику на удовлетворение социальных потребностей населения.

О дискуссиях с Алексеем Кудриным

Мы с Алексеем Леонидовичем знакомы давно и полемизируем с ним постоянно, но поскольку он в двух правительствах был министром финансов, вы понимаете, что я всегда с большим уважением относился к его мнению: он был признан дважды международным экспертным сообществом лучшим министром финансов в мире, это действительно я подтверждаю. Уверен, что так оно и было, но хочу сказать: лучшим министром финансов, а не министром по социальным вопросам.

 
Экс-министру финансов РФ Алексею Кудрину было сделано предложение вернуться во власть, но он отказался, раскрыл секрет Владимир Путин в ходе "Прямой линии". Фото: РИА Новости www.ria.ru
 

Мы с ним много полемизируем и часто. Я, безусловно, согласен с последним выводом по поводу того, что темпы производительности труда должны расти быстрее уровня заработной платы. Конечно, важнейшая задача - перевод нашей экономики на инновационный путь развития. Непросто это делать при высоких ценах на энергоносители, когда легче добиваться положительного результата. Перевести туда основные денежные потоки достаточно сложно, для этого нужно создавать наиболее благоприятные условия для развития перерабатывающих отраслей производства. То есть как? Нужно льготировать, по сути дела, перестраивать налоговую систему. В этом направлении министерство финансов, в том числе и тогда, когда Алексей Леонидович его возглавлял, всегда проявляло крайнюю аккуратность и осторожность, потому что это - потеря федерального бюджета, а на нем висят и "оборонка", и социальные обязательства, и пенсии, и так далее. Это первое.

Второе. Децентрализация финансов, перевод источников получения этих ресурсов в регионы. Минфин всегда очень консервативно к этому подходит, но в целом это правильный тренд. И нам, безусловно, нужно идти по этому пути. Надеюсь, что преемники Алексея Леонидовича при его профессиональном сопровождении будут в эту сторону двигаться постепенно. Я с этим абсолютно согласен.

Что касается того, что у нас исчерпываются возможности того экстенсивного роста в связи с высокими ценами на энергоносители, - это тоже правда. Вот только на одно хочу обратить внимание. Дело не только в высоких ценах на нефть. Благоприятные внешние условия или неблагоприятные - зависит еще от состояния наших партнеров. Пока внешние экономические факторы остаются удовлетворительными, но сказать, что они уж совсем благоприятные, видимо, тоже нельзя.

Об оценке деятельности правительства

Необходимо, чтобы все руководители любого ранга: и в президентских структурах, и в правительстве - чувствовали и понимали, что рядовые граждане внимательно следят за результатами нашей работы и дают свои оценки. Ориентироваться нужно именно на мнение граждан.

Что касается непосредственно отдельных министров либо правительства в целом, я уже, конечно, многократно слышал различные призывы то одного министра уволить, то другого, то правительство целиком отправить в отставку.

Разделяю вашу точку зрения по поводу того, что спрос со всех уровней власти должен быть жестким. Вместе с тем обращаю ваше внимание на то, что правительство не работает еще и года, года не прошло. Конечно, претензий наверняка и за это время накопилось немало, но нужно дать людям реализовать себя или понять, что кто-то не в состоянии этого делать, но за год это невозможно. Это колоссальный объем ответственности и работы.

Повторяю, претензий может быть много, но нужна ли такая кадровая чехарда, не знаю. Скорее это принесет больше вреда, чем пользы.

У нас коррупция, особенно бытовая, носит запредельный характер и представляет угрозу для общества в целом

О коррупции

Я считаю, что коррупция вообще, а в нашей стране в частности, есть везде-везде, хочу вас заверить. Вопрос в уровне этой коррупции. Не скрою, что у нас особенно бытовая коррупция носит запредельный характер и, по сути дела, представляет угрозу для общества в целом. Поэтому будем с ней бороться с не меньшим упорством, чем с инфляцией в экономике. Я полагаю, что никаких перегибов здесь нет.

В целом в прошлом году к уголовной ответственности было привлечено свыше 800 человек, которые имеют особый правовой статус. Имеются в виду представители правоохранительной системы, депутаты различных уровней, чиновники самого высокого ранга.

Хочу подчеркнуть, у нас разрешено всем гражданам Российской Федерации хранить свои средства там, где они посчитают нужным, в том числе и в иностранных финансовых учреждениях. Я в свое время не только с этим согласился, я это поддержал. Почему? Потому что слишком часто наши граждане сталкивались с проблемами, когда их просто надували жестко и жестоко. В начале 90-х обманули, когда "сожгли" все накопления граждан, потом в 1998 году они опять все потеряли. Нужно дать людям свободу выбора. Но есть особая категория людей, которые сознательно выбирают для себя государственную службу, и пусть они для себя решат, что для них важнее: или деньги хранить за границей, или служить гражданам Российской Федерации на этих высоких постах, до которых они доросли по службе.

И есть еще один момент, на мой взгляд, чрезвычайно важный. Если человек хранит деньги за границей и если это немалые деньги, он всегда находится в состоянии зависимости от той государственной системы, где у него хранятся деньги. И надо людей от этой зависимости освободить. Человек должен выбрать для себя: хочет быть на госслужбе - пусть деньги (никто же не отбирает) переводит сюда. Особенно это касается людей, которые работают в экономической, правительственной сферах, депутатов обеих палат парламента: от них зависит экономическое состояние в конце концов государства. Если они не доверяют своей собственной экономической системе, так что же они тогда здесь делают? Пусть денежки сюда тащат, тогда будет больше шансов того, что настойчивее будут работать над укреплением нашей финансово-экономической системы.

О деле "Оборонсервиса"

Ни газета, ни отдельные представители средств массовой информации, ни отдельные наши граждане - никто не может человека заранее объявить виновным. Это может сделать в соответствии с Конституцией только суд.

Расследование идет объективно и будет доведено до конца. И объективно будет сделан вывод о том, кто виноват, а кто не виноват, если виноват, то в чем. И будет принята соответствующая мера, предусмотренная законом.

Теперь по поводу справедливости того, что кто-то стихи пишет, а кто-то в Сибири сидит. Мы много уже в последнее время, в последние годы особенно, говорили о гуманизации нашего уголовного законодательства. Она не всегда обоснованна. Если человек совершил тяжкое преступление, он должен получить по заслугам. В экономических преступлениях часто заключение под стражу считается избыточным, потому что людей, которые не могут помешать расследованию, заранее определять в места лишения свободы и заранее признавать виновными нет необходимости.

Я абсолютно не сомневаюсь: дело будет доведено до конца. Это совсем не значит, что мы должны из политических соображений, для того чтобы красиво выглядеть перед возмущенными гражданами, любой ценой засадить людей за решетку. Не надо нам возвращаться к этому мрачному периоду 37-го года. Если виноваты - будут наказаны. А если в какой-то части не виноваты - значит, об этом нужно будет сказать ясно и понятно.

Главнокомандующим я стал 7 мая прошлого года. Как только я начал знакомиться с делами, как только мне показали результаты работы Счетной палаты, стало ясно, что одной Счетной палатой там не обойтись, ее недостаточно, и нужно подключать правоохранительные органы - материалы тут же были переданы в прокуратуру и в Следственный комитет.

О Борисе Березовском

Первое письмо я получил от него в начале этого года - где-то в феврале, а второе письмо совсем недавно, уже после его смерти. Текст один и тот же. Одно полностью рукописное, второе частично: шапка рукописная, потом печатный текст, потом опять рукописный. Первое письмо мне передал один из его бывших партнеров по бизнесу, российский гражданин, а второе передал совсем недавно тоже его партнер по бизнесу, но из числа иностранных граждан. Березовский пишет о том, что совершил много ошибок, нанес ущерб, просит его простить и дать возможность вернуться на Родину. Эти письма носили достаточно личный характер, хотя у меня никогда не было с ним никаких близких отношений. Мы были знакомы, разумеется, но близких отношений не было. И все-таки он обращался с просьбой. Были в моем окружении коллеги, которые меня просили немедленно его предать гласности. Я очень благодарен Господу за то, что он меня от этого уберег.

Понимаете, ведь дело в чем: дело в том, что он просил дать ему возможность вернуться в Россию. Конечно, глава государства может помиловать, может еще какие-то провести акции, но для этого нужно было провести юридический анализ (я уже не говорю о моральной стороне дела), юридический анализ, нужно было проконсультироваться, наверное, с Верховным судом, с прокуратурой. Надо было понять юридическую сторону дела.

О смертной казни

Вопрос о смертной казни давно дискутируется в обществе. Знаете, когда иногда сталкиваешься с такими вещами (трагедия в Белгороде. - Прим. "РГ"), так рука сама тянется к авторучке, чтобы подписать какие-то документы, направленные на возвращение смертной казни, или попросить об этом депутатов. Но надо поговорить со специалистами, с криминологами. А специалисты считают, что само ужесточение наказания не ведет к искоренению, к снижению уровня преступности.

Я уже приводил этот пример чуть ли не на "Прямой линии" когда-то. В Римской империи за карманную кражу приговаривали к смертной казни, и больше всего краж было во время этих смертных казней, потому что больше всего народу скапливалось на площадях. Это такой хрестоматийный пример из криминологии.

Я понимаю возмущение граждан и желание наказать преступников - вопрос в эффективности. Преступники, о которых идет сейчас речь, и иже с ними такие же почему обязательно выйдут на свободу? У нас есть такая мера наказания, как пожизненное тюремное заключение. Уверяю вас, условия содержания там далеко не санаторно-курортные.

 
Звонки в специальную студию, оборудованную в Гостином Дворе, с вопросами президенту отразили всю географию нашей страны. Фото: РИА Новости www.ria.ru
 

О терроризме

Я хочу обратиться и к нашим гражданам, и к гражданам Соединенных Штатов, да и ко всем людям, которые следят за этими проблемами международного характера, и сказать следующее: Россия сама является жертвой международного терроризма, одна из первых таких жертв.

Меня всегда возмущало, когда наши западные партнеры наших террористов, которые совершали зверские, кровавые, омерзительные преступления на территории нашей страны, называли не иначе, как "повстанцы". И никогда почти их не называли террористами. Им же оказывали помощь, информационную поддержку, финансовую, политическую - когда-то впрямую, а когда-то косвенно, но она всегда сопровождала их деятельность на территории Российской Федерации. А мы всегда говорили о том, что нужно не декларациями заниматься по поводу того, что это общая угроза - терроризм, а делом нужно заниматься, сотрудничать нужно более тесно друг с другом. Но вот сейчас эти два преступника (совершившие теракт в Бостоне. - Прим. "РГ") лучшим образом подтвердили правильность нашего тезиса.

Можно бесконечно спекулировать на трагедии чеченского народа в период выселения их из Чечни сталинским режимом. Но разве только чеченцы были жертвами этих репрессий? Да первой, самой крупной жертвой этих репрессий был русский народ, больше всего пострадал от этого. Это наша общая история. Спекулировать можно сколько угодно - ну при чем здесь Соединенные Штаты, они чего им плохого сделали? Дело не в национальности абсолютно и не в вероисповедании, мы тысячу раз им об этом сказали, - дело в экстремистских настроениях этих людей.

Но я это сейчас все говорю не для того, чтобы кого-то в чем-то обвинить, я просто призываю к тому, чтобы эта трагедия подтолкнула нас друг к другу в купировании общих угроз, одной - наиболее важной и опасной - из которых является терроризм. Если мы действительно будем объединять усилия, мы не будем пропускать эти удары и нести такие потери.

О росте тарифов ЖКХ

В системе ЖКХ накопилось очень много проблем, отрасль в целом нуждается в обновлении и в инвестициях в нее. Но это не значит, что можно делать это таким варварским способом, перекладывая всю нагрузку на плечи граждан.

Правительство приняло решение, согласно которому тарифы можно в отопительный сезон повышать, а в неотопительный сезон сдерживать. Но это привело к тому, что в отопительный сезон пошел обвальный рост этих тарифов. Я не говорю, что правительство обязано сейчас немедленно отменить, но нужно отрегулировать такие вещи. Простому гражданину, честно говоря, без разницы постановление правительства, люди-то не знают на самом деле, что в отопительный сезон будут резко повышаться стоимость и тарифы, никто специально на это денег не откладывает, люди не думают об этом. Когда пришел момент платить, выкатили счет, а денег нет. Платежи должны быть более мягкими в течение года.

Правительство дало мне обещание, что среднее повышение тарифов по году, хочу это подчеркнуть, не будет более шести процентов. Но сразу оговорюсь, среднее по году. В некоторых регионах, допустим, в бывших военных городках, других замкнутых системах, где годами не индексировали ничего, там может быть рост и побольше. Надеюсь, что правительство с этим обещанием справится.

И еще. Там, где люди переплатили, им должны либо деньги вернуть, либо засчитать эти платежи в будущих. Мы так когда-то делали, несколько лет назад, когда я еще был председателем правительства. Ничего не мешает сделать это еще раз.

Эксперты считают, что само ужесточение наказания не ведет к искоренению или к снижению уровня преступности

О материнском капитале

Эта программа была инициирована вашим покорным слугой. В 2006-м начали об этом говорить, в 2007-м она была введена и рассчитана на период до 2016 года включительно. Что это значит? Это значит, что семьи, мамы, у которых родился второй ребенок в этот период времени, до 2016 года включительно, имеют право на участие в программе "Материнский капитал".
Мы изначально и осознанно выбрали именно этот период, потому что мы должны быть уверены абсолютно в том, что федеральный бюджет справится с теми обязательствами, которые у него возникают по выплатам этого материнского капитала. Кстати говоря, он, как мы и обещали, регулярно индексируется. В этом году он составляет, по-моему, 407 или 408 тысяч рублей. Я могу ошибиться там в рублях, в копейках, но свыше 400 тысяч рублей. Это в целом заметная сумма, которая является существенным подспорьем для многодетных семей.

Так вот мы не знали и до сих пор не знаем, потому что проследить динамику демографии с точностью до каких-то долей невозможно, мы же не знаем, сколько у нас родится детей, мы можем только предполагать, мы примерную тенденцию знаем, но точный объем нам неизвестен, и поэтому неизвестно, сколько денег потребуется из федерального бюджета после 2016 года для того, чтобы выполнить безусловно обязательства, взятые федеральным бюджетом, государством перед нашими гражданами.

Что будет после 16-го года? Я считаю, что мы в той или иной форме должны будем продолжить программы поддержки рождаемости детей в нашей стране, но они должны быть более адресными, они должны быть более целевыми.

О предоставлении гражданства

Необходимо упрощать предоставление гражданства соотечественникам, живущим за рубежом. МИД имеет квоту и задание привлекать в Россию соотечественников в репродуктивном возрасте с хорошим образованием. Что касается наших соотечественников, то я считаю, что для них действительно должен быть определен упрощенный порядок. Так же, как и для всех людей постсоветского пространства, минимум постсоветского пространства, которые находятся в репродуктивном возрасте, имеют хорошее здоровье, хорошее образование и могут быть легко адаптированы в нашу культуру. Нам нужны такие люди. Но это должно идти на благо страны и ни в коем случае не раскачивать рынок труда.

О пенсионной системе

Правительство должно представить предложения по пенсионной формуле в ближайшее время, в противном случае реформа не начнется с 2014 года. Работа должна быть завершена в самое ближайшее время. Если они этого не сделают, то тогда придется им признать, что они не выполнили этого поручения, и также вряд ли с 1 января 2014 года мы сможем что-то изменить в действующей пенсионной системе. К сожалению, пока конкретных предложений нет", - сказал президент. Принятый федеральный закон, который должен вступить в действие с 1 января 2014 года, предусматривает изменение шкалы отчислений в пенсионные фонды. Но, чтобы он заработал, правительство должно подготовить предложения по изменению порядка исчисления пенсий, так называемую "пенсионную формулу". Сейчас перераспределять доходы пенсионной системы и пенсионных фондов из государственного сектора в частный или наоборот без понимания того, как будет исчисляться сама пенсия, крайне опасно или почти невозможно.

О судебной системе

К судебной системе, безусловно, есть много претензий, и часто обоснованных, но говорить о том, что она у нас находится в загоне - факты не дают право так говорить. Только 15% из всех участников судебных споров обращаются в вышестоящие инстанции судебные для того, чтобы оспорить принятые решения.  Более того, российская судебная система развивается. С прошлого года в России введена система апелляционных судов по уголовным делам, с этого года - по гражданским делам. Но развитию судебной системы нужно уделять больше внимания. Надеюсь, что, в том числе, удаление Верховного и Высшего арбитражного судов России из Москвы, где сосредоточие коммерческих интересов наблюдается, географическое смещение не помешает, а будет способствовать развитию судебной системы.

О преемственности в кабинете министров

У нас правительство было обновлено чуть ли не на 60%, пришли совершенно новые люди, в том числе и из регионов, достаточно молодые, но в начале нашей сегодняшней встречи уже раздаются предложения всех поменять, разогнать, но я свою позицию на этот счет определил, так что утверждение о том, что люди, которые там 10 лет работают (якобы плохо - прим. РГ) - не соответствует действительности. Хотя преемственность, конечно, в таком ключевом органе исполнительной власти, как правительство, должна быть, и если ее не будет, мы можем столкнуться с серьезными негативными последствиями в управлении.

 
Общение главы государства со страной шло в инновационном формате. Фото: РИА Новости www.ria.ru
 

Об имидже России за рубежом

Негативный имидж России за рубежом - навязанный мировому общественному мнению штамп. Я не считаю, что нас не любят или считают невежественными. Во всем мире признаются достижения российской культуры. Без российской культуры нельзя себе представить и мировую - без нашей музыки, без нашей литературы. Не знать об этом стыдно. Я многократно слышал в разных средах, от разных людей. Наиболее ярко это проявилось в период нашей борьбы за право проведение Олимпийских игр. Когда мне разные люди, совершенно независимые, говорили - мы вас поддержим. Потому что нам нужна такая Россия - независимая, самостоятельная и самодостаточная. И мы, безусловно, будем укреплять ее именно в этих качествах.

Мы дважды проиндексировали пенсии - в феврале и в апреле. И пенсия по старости впервые перешагнула рубеж в 10 тысяч рублей

О ВТО и сельском хозяйстве

Вопрос о вступлении в ВТО и самочувствие такой важнейшей отрасли, как сельское хозяйство, конечно, между собой очень тесно связаны. Но присоединение к ВТО не означает для сельского хозяйства конец его развития. Ведь в чём опасность для сельского хозяйства при вступлении в ВТО? Сокращение возможной поддержки со стороны государства, сокращение субсидирования. Это первое. И второе - доступ на наши рынки дешёвого, но достаточно качественного товара.

Что касается доступа дешёвого и качественного товара, то в целом идея заключается в том, чтобы подталкивать нашего производителя - и не только в области сельского хозяйства, но и в других отраслях производства - к тому, чтобы он выпускал товары по ценам, приемлемым для наших граждан, а по качеству желательно лучше мировых. Очень рассчитываю, что так же будет вести себя сельское хозяйство.

Но, конечно, есть и угрозы. Для того, чтобы эти угрозы купировать, и для сельского хозяйства в частности разработана целая система мер защиты. Прежде всего она в чём выражается? В продолжении субсидирования. Как вы знаете, в этом году начали субсидировать ещё и на гектар. И, более того, объём поддержки в этом году для сельского хозяйства по сравнению с прошлым (и в прошлом-то году он был немаленьким, но в этом году он ещё увеличится) достигнет 180 миллиардов рублей только из федерального бюджета. Совсем недавно Правительство объявило о том, что приняло решение дополнительно направить нашим сельхозпроизводителям поддержку в объёме 42 миллиарда рублей. И вместе, хочу это подчеркнуть, вместе с региональной поддержкой в этом году она составит где-то примерно 260 миллиардов рублей.

О легализации легких наркотиков

Нет. Власти России не пойдут на легализацию легких наркотиков. Только конопля, как производная для сельского хозяйства, может быть использование, но как легкий наркотик - категорически против. В Голландии смысл этой легализации заключался в том, чтобы оттащить людей от тяжелых наркотиков. Практика показывает, что этого не происходит, а наоборот - это только как первый шаг к тяжелым, к тяжелой зависимости. И нам не нужно этого делать.

 
После "Прямой линии" Владимир Путин пообщался с журналистами. Фото: Константин Завражин / РГ
 
Мнение экспертов

Валерий Миронов, замдиректора института "Центр развития" НИУ "Высшая школа экономики":

- В прошлом году реальная заработная плата в обрабатывающей промышленности выросла на 12 процентов, в валютном выражении - на 16-17 процентов. А производительность труда - всего на 4,5 процента.

Такой разрыв - серьезная проблема для нашей страны, о чем и шла речь во время "прямой линии" с президентом страны. Из-за высоких трудовых издержек меньше возможностей для инвестиций, есть опасность, что мы будем все "проедать".

Но то, что сложилась такая ситуация связано не только с тем, что зарплаты, особенно в бюджетном секторе, у нас долгое время были низкими, а потом стали расти, но и со структурными проблемами - неразвитостью рынка труда, монополизмом отдельных отраслей. Например, в автопроме, который сталкивается с конкуренцией и развивается, зарплаты отстают от производительности труда. А в сырьевых секторах, наоборот, идет опережающий рост зарплат.

В некоторых отраслях и регионах высокие зарплаты стали следствием нехватки рабочей силы. Квалифицированные рабочие кадры, "синие воротнички", сейчас на вес золота, в больших городах по некоторым специальностям им предлагают зарплаты, которые и не снились профессорам вузов. Здесь надо восстанавливать систему профтехобразования. Может быть, открывать колледжи при вузах, это привлекло бы в них молодежь. Из-за сложностей с переездом из одного региона в другой, больших транспортных расходах, недоступности жилья и высоких ставках по ипотеке, у нас есть сложности с  привлечением рабочей силы там, где вводятся новые мощности, строятся заводы. Мы по мобильности рабочей силы отстаем от Европы примерно в два раза и в несколько раз - от США. На это тоже надо обратить внимание.

А зарплаты в бюджетном секторе надо будет еще повышать. Но уже не так быстро, как раньше. Они там сейчас находятся на вполне приличном уровне, и теперь должны расти с учетом структурной перестройки. Надо стремиться к тому, чтобы одновременно повышалось качество лечения, обучения, найти измерители производительности труда в этих сферах.

Впрочем, в  ряде стран, в том числе в Японии, Германии, в свое время рост зарплат также опережал рост экономики. Это модель экономики, ведомой ускоренным ростом зарплат. Но при такой модели опережающее повышение доходов должно компенсироваться либо бурной инновационной деятельностью, как и было в этих странах, либо - повышением инвестиционной привлекательности. Что притянет в страну иностранный капитал, а вместе с ним - и новые технологии. Но пока с инновационной активностью и привлечением иностранного капитала у нас не очень получается. Так что эта модель экономики возможна для нас только в будущем. 
 
Анна Евангелеева, аналитик мясного рынка:

Вступление России в ВТО не создало проблем на таких "мясных" направлениях как говядина и курятина. По мясу птицы мы уже вышли на полное самообеспечение. И птицеводы сейчас активно интересуются экспортом, хотят выйти на международный уровень. Но это, конечно, крупные птицефабрики.

А вот свиноводческий сектор действительно столкнулся с большими проблемами. И ему требуется, как правильно сказал президент, отдельный план поддержки. Путь выхода из сложившейся ситуации мне видится только один - поддержка свиноводов в виде государственных субсидий. Плюс, конечно, стоит провести с нашими партнерами по ВТО переговоры о временном возврате пошлин на иностранное мясо, либо обговорить объемы поставок импортной продукции.

После того, как пошлины на импортное мясо обнулились, где-то с сентября 2012 года в страну пошел наплыв зарубежной продукции. С сентября по декабрь 2012 года в Россию ввезли 287 тысяч тонн свинины, что на 28 процентов превышает показатель предыдущего года за аналогичный период. Кроме того, импортная свинина дешевле отечественной. Ситуация осложнилась тем, что в это же время взлетели цены на корма из-за неудачного урожая зерновых. Стали падать производственные цены, а себестоимость росла. Далеко не многие комплексы смогли выжить в таких условиях, только крупные. Мелкие предприятия просто не могли состязаться с более дешевой и зачастую более качественной иностранной продукцией. Часть личных подсобных хозяйств просто ушла с рынка.

Сергей Смирнов, директор Института  соцполитики и социально-экономических программ НИУ "Высшая школа экономики":

- На "прямой линии" много говорили о проблемах ЖКХ, управляющих компаниях. Судя по вопросам, большие надежды люди возлагают на законопроект, который уточнит их функции.

Но я считаю, что основная проблема не в том, что деятельность управляющих компаний плохо зарегулирована. А в том, что нет должного контроля над их работой - ни со стороны общества, ни со стороны государства. Люди, как правило, пассивны, а потом - они малокомпетентны в этих вопросах, и их легко обмануть.

А со стороны государства просто нет структуры, которая могла бы осуществлять контроль и надзор за управляющими компаниями, реагировать на обращения граждан. Сам человек не может оценить, например, нужно на покраску лестничных площадок полтонны краски или хватит 50 килограммов. Соответственно, он не знает, справедливо ли с него берут деньги за полтонны красок. Как не знает, и о том, скажем, должна ли управляющая компания делать дорогостоящую промывку мусоропровода, которым давно никто не пользуется, и выставлять за это жителям огромные счета? Все эти вещи должны оценивать специалисты. И если у граждан возникают сомнения, эксперты должны разбираться, проверять обоснованность платежей. Понятно, это структура должна быть независимой, она никак не должна быть связана с ДЭЗами, РЭУ, расчетными центрами, муниципалитетами, потому что сегодня "рука руку моет".

Если такой институт ввести и настроить людей на более активную жизненную позицию, то порядка в ЖКХ станет больше. Еще немаловажный аспект: у нас почти нет профессионалов по управлению многоквартирными домами. Многие вузы страны готовят отельеров, но управлять домом ничуть не легче, чем отелем, и для этого тоже нужны специальные знания. Но сейчас даже в управляющих компаниях редко встречаются люди, имеющие профильное образование. Значит, это направление тоже надо развивать.
 
Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики:

- Материнский капитал имеет наибольшее значение для сельской местности и малых городов. Там он действительно стимулирует рождаемость. Для женщин, живущих в крупных городах, особенно, если они имеют хорошее образование и работу, маткапитал большой погоды не сделал.

Президент напомнил, что после 2016 года эта программа будет завершена. И предположил, что появится другая. Я не думаю, что материнский капитал будет полностью отменен после 2016 года, но тоже считаю, что это не единственная мера, необходимая для поддержки семей с детьми. Не меньшей, а может быть и большей помощью (по крайней мере, для жителей крупных городов) станет развитие социальной инфраструктуры и сети дошкольных учреждений. Мы знаем, что в ближайшее время ежегодно с рынка труда будет уходить по 800 тысяч трудоспособных человек, а значит, должны быть созданы все условия для сохранения и расширения возможностей для занятости женщин, тем более образованных, квалифицированных. А для того, чтобы они могли совмещать материнство с работой, саморазвитием, построением карьеры, должны быть, во-первых, доступные, недорогие, но хорошие дошкольные учреждения. А во-вторых, у женщины-матери должен быть гибкий график работы. И если проблемой детских садов государство в последнее время начало  заниматься, и кое-какие подвижки есть, то с работодателями и графиком работы таких женщин дела пока обстоят куда хуже.

Есть и еще один немаловажный аспект в пользу создания условий для занятости женщин. Рождение вторых, третьих и последующих детей в России - это путь в бедность сегодня.  Пособие на третьего ребенка, конечно, хорошая и правильная мера. Но опять же, если у обоих родителей будет при этом возможность полноценно трудиться и зарабатывать, семья будет более обеспеченной и будет меньше страхов по поводу рождения детей.

Что касается приравнивания приемных семей к многодетным, о чем тоже говорилось на "прямой линии", то это, конечно, правильная мера. Ведь семья - это всегда лучше детдома или интерната. Насколько я  понимаю, такой статус добавляет льгот, в том числе по оплате жилищно-коммунальных услуг, возможность получать материальную помощь. Другое дело, со стороны приемных семей бывают и злоупотребления. И для того, чтобы этого не было, нужен более тщательный контроль над ними со стороны социальных служб. 

Подготовили Марина Грицюк, Роман Маркелов, Елена Кукол
Госуправление Президент