Организаторами конференции выступили министерство культуры, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российский комитет программы ЮНЕСКО "Информация для всех", Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, Высшая школа экономики и Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. На открытии прозвучали приветствия от ответственного секретаря Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Григория Орджоникидзе, директора Бюро ЮНЕСКО в Москве Дендева Бадарча, руководителя Роспечати Михаила Сеславинского и от руководства правительства Москвы.
Открывая конференцию, заместитель руководителя Роспечати Владимир Григорьев поздравил всех собравшихся на столь внушительный форум, а это свыше 130 специалистов в области СМИ, науки, культуры, образования, библиотечного дела и т.д. Взявший слово заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин сразу же точно обозначил суть проблемы. "Мы давно живем не в информационном, а в постинформационном мире, - сказал он. - Главная проблема состоит не в получении информации, а в правильном ее отборе. Информационный контент перенасыщен. Сегодня каждый гражданин, способный нажимать клавиши на компьютере, может выдавать обществу свою информацию. Нужно научиться отделять информацию от мнения. Выбирать полезную, нужную именно тебе информацию и отделять ее от ненужной, а зачастую и просто дезинформации. Причем научиться этому за определенное время нельзя. Обучение должно продолжаться всю жизнь".
На открытии конференции также выступили директор Российской национальной библиотеки Антон Лихоманов, ректор Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова Владимир Нечаев, ректор Кемеровского госуниверситета культуры и искусств Екатерина Кудрина и другие.
Владимир Григорьев, заместитель руководителя Роспечати:
- Наши общества развиваются, информационно-медийная среда становится все богаче. При этом возникает потребность в появлении нового понимания грамотности, которое предполагает объединение навыков коммуникации и работы с информацией. Оба вида грамотности - информационная и медийная - являются жизненно важными.
Многим людям виртуальная реальность заменяет реальную жизнь. Но в медиасреде мы сталкиваемся с огромной массой бесполезной, недостоверной информации. СМИ соревнуются друг с другом в создании сенсаций на пустом месте. С появлением Интернета и распространением интерактивной информации проб-лемы ее достоверности, надежности и авторитетности обретают особую актуальность. Это свидетельствует об острой потребности в целенаправленном формировании медиа- и информационной грамотности населения.