Слушание дела в Зубово-Полянском районном суде Мордовии проходит при небывалом стечении журналистов российских и мировых СМИ. Прилегающие к зданию суда улицы маленького райцентра, окруженного лесами, заполнены толпами любопытствующих.
- А без паспорта не пускают? - атакует судебных приставов на входе бабушка в цветастом платке. - Очень хочется на озорницу посмотреть!
- А мне девочку жалко… - вздыхает рядом стоящая женщина.
Морально поддержать Надежду Толоконникову в этот день приехали ее друзья и родственники. Впрочем, она ведет себя на процессе вполне уверенно - и в то же время достаточно скромно.
- Я провела в колонии уже достаточно времени, чтобы ее изучить, - заявила девушка. - В случае, если суд удовлетворит мое ходатайство, я собираюсь продолжить образование в вузе, кроме того, на свободе меня ждут муж и пятилетняя дочка.
Надежда считает несправедливыми взыскания, наложенные на нее в местах лишения свободы - в личном деле осужденной их два. Первое было наложено еще администрацией московского СИЗО №6 - за попытку поделиться с адвокатами записями из своих дневников. Второе девушка получила три месяца назад, когда была направлена на лечение из колонии №14, где она отбывает наказание, в лечебно-профилактическое учреждение №21 УФСИН по Мордовии. Там Надежде объявили устный выговор за то, что она не поздоровалась с сотрудником исправительного ведомства. Защита Толоконниковой уже обжаловала этот выговор, а также решение руководства колонии о постановке ее на оперативный учет. Об этом заявил в ходе процесса новый адвокат осужденной Дмитрий Динзе.
По словам защитника, Надежда не значится на профилактическом учете, а значит, решение о постановке ее на оперативный учет необоснованно и неправомочно. Что касается выговора, полученного в ЛПУ за то, что осужденная не поздоровалась с сотрудником, то, по мнению защитника, девушка допустила оплошность несознательно.
- 25 января Толоконникова пришла на прием с сильной головной болью. Войдя в кабинет медчасти, она поздоровалась со всеми, кто там находился, села и стала ждать своей очереди. В помещении несколько дверей, люди постоянно входили и выходили. Девушка плохо себя чувствовала, и поэтому упустила из вида очередного вошедшего сотрудника. Когда тот спросил Надежду, почему она не здоровается, она извинилась, объяснила, что просто не сразу заметила его, и поздоровалась. Однако позднее она все же получила за это выговор. В настоящее время взыскание обжаловано в Теньгушевском районном суде, - сказал Дмитрий Динзе.
Защитник также попросил приобщить к делу благодарственное письмо руководителя благотворительного фонда из Санкт-Петербурга, которому осужденная участница панк-группы отчисляет половину своего заработка, полученного на швейном производстве в колонии №14, а также коллективное обращение деятелей российской культуры с призывом освободить Надежду Толоконникову: "Вне зависимости от личных оценок ее поступка, дальнейшее пребывание ее в заключении не имеет смысла". Свои подписи под обращением поставили Александр Митта, Дмитрий Быков, Татьяна Лазарева и другие.
- Толоконникова осуждена за ненасильственное преступление, она впервые привлекается к уголовной ответственности, - заявила адвокат осужденной Ирина Хрунова. - Девушка не нуждается в дальнейшей изоляции от общества. Она трудоустроена, по месту работы характеризуется положительно. За все время пребывания в колонии №14 УФСИН по РМ конфликтов не допускала, нормы выполняла, дисциплину соблюдала.
После того как была озвучена позиция защиты, в суде был объявлен перерыв.