Гособвинитель Эдуард Лохов сообщил присяжным, что в 1998 году Лысенко, в то время возглавлявший крупное энгельсское предприятие и являвшийся депутатам районного собрания, получил от "неустановленных лиц" информацию о том, что его собирается убить живший в Энгельсе вор в законе Николай Балашов (Балаш). В связи с этим, как считает следствие, Лысенко решил опередить Балаша и расправится с ним. Для этого депутат встретился с директором рынка "Анапа" Юрием Нефедовым, являвшимся также заместителем председателя местного отделения общества инвалидов - участников боевых действий.
Лысенко предложил найти людей, которые смогли бы расправиться с Балашовым, в свою очередь обещал, что использует знакомства в правоохранительных органах, чтобы их искали не слишком активно. У Нефедова также были неприязненные отношения с Балашовым и он согласился. Эти действия следствие теперь квалифицирует как создание Лысенко и Нефедовым банды.
Убить Балашова подрядился товарищ Нефедова Ткаченко, впоследствии погибший в ходе криминальных войн, а также Павел Новокрещенных, который теперь является одним из подсудимых по этому делу. Сейчас Новокрещенных отбывает срок за убийство и изнасилование.
Люди Нефедова разработали план расправы с криминальным авторитетом, отстреливали за городом оружие: пистолет Токарева и обрез. Как раз в день, когда они занимались пристрелкой оружия, Балашов неожиданно приехал к Нефедову, тот сообщил об этом киллерам. Когда Балашов отъезжал от нефедовского офиса, раздались выстрелы. Новокрещенных из обреза ранил авторитета в ногу, Ткаченко, стрелявший из пистолета, попал Балашову в голову и шею, ранения оказались смертельными.
Дальнейшие криминальные разборки, в которых обвиняют подсудимых, происходили в начале "нулевых годов" и связаны с личностью другого саратовского авторитета Самородова, у которого также якобы был конфликт с Нефедовым и Лысенко. По версии следствия, ставший к тому времени уже главой Энгельсского муниципального района Лысенко поручил Нефедову выяснить, где скрывается Самородов, у его близкого знакомого Пронина. Знакомого криминального авторитета похитили и привезли в один из частных домов в Энгельсе. Там похитители сначала грозили ему отрезать язык, а потом отсекли фалангу мизинца. После этого пленник согласился заплатить Нефедову 20 тысяч долларов и сообщить, где скрывается Самородов.
В ответ группировка Самородова нанесла ответный удар. По версии следствия, именно с этими событиями связан обстрел рынка "Анапа" в Энгельсе, тогда были задержаны и осуждены несколько человек, в том числе Самородов и Пронин, а некоторые нынешние подсудимые по делу Лысенко получили ранения и были признаны потерпевшими.
Еще один эпизод дела - нападение на адвоката Михаила Венецкого, бывшего сотрудника милиции, управления по борьбе с оргпреступностью, который взялся защищать лидера ОПГ Самородова. Утром, когда адвокат отъезжал от своего дома, к его машине подошел мужчина и дважды выстрелил из травматического пистолета "Оса" ему в голову, во время второго выстрела адвокат успел заслониться рукой. Как считает следствие, стрелял один из нынешних подсудимых Байрамбеков, а стоял за этим преступлением опять же глава Энгельсского муниципального района.
Наконец, последний криминальная история касается одного Михаила Лысенко. По мнению правоохранителей, глава района вынудил двоих энгельсских предпринимателей Борисова и Кремнева выплатить ему часть стоимости торгового комплекса "Лазурный", который те построили в самом центре Энгельса. Сначала Лысенко распорядился о выделении предпринимателям земельного участка под строительство. А затем, когда центр был построен, настоял на его продаже, при этом забрал себе 40 процентов от прибыли, сумма составила 92,4 миллиона рублей. Для легализации полученного дохода продажа центра была оформлена через ряд сделок с использованием необеспеченного векселя. Следствие расценило такие действия главы района как получение взятки в особо крупном размере и легализацию средств, полученных преступным путем.
Гособвинитель Эдуард Лохов также огласил внушительный список свидетелей, которых намерен допросить в суде: в их числе известные в Саратовской области предприниматели, чиновники, работники правоохранительных органов, а также криминальные авторитеты, в том числе гражданин, являющийся по мнению правоохранительных органов, вором в законе Дато Кувалдой. Многие свидетели в настоящее время отбывают наказание за уголовные преступления. Сам Нефедов, являющийся ключевым лицом почти во всех происходивших событиях и одним из главных свидетелей на процессе в отношении Лысенко, также в настоящее время отбывает наказание.
Нефедов, как уже сообщал сайт "РГ", был задержан осенью 2010 года, вместе с Лысенко, однако впоследствии заключил сделку со следствием, дал признательные показания. Дело в отношении него было выделено в отдельное производство и рассматривалось судом в особом порядке. В результате Нефедов был осужден к 8,5 годам лишения свободы в колонии строго режима.
В пятницу свою позицию по делу высказали и адвокаты, а также сами обвиняемые. Защитники Лысенко (его защищает сразу четыре адвоката) заявили, что считают выдвинутые в отношении его обвинения необоснованными, "ложью" и "бредом".
"Зачем такому известному успешному человеку, нужна была банда, которая, как поется в известной песне, занималась темными делами?", - недоумевает адвокат Станислав Зайцев. Как считает адвокат, следствию не удалось доказать мотивы совершения всех этих преступлений.
"Если, как говорит прокурор, Нефедов организовал банду в 1994-1996 годах, каким образом Лысенко вновь мог ее организовать в 1998 году", - задается вопросом еще один адвокат Лысенко Михаил Мамедов. Что касается эпизода с получением взятки, адвокаты заявили, что намерены доказать, что это была легальная гражданско-правовая сделка и с нее были уплачены налоги.
Сам подсудимый, когда ему представили слово, заявил: "Я делал ошибки, но преступлений не совершал". По словам экс-главы района, он не встречался и не знал раньше ни одного из тех, с кем оказался на одной скамье подсудимых. "Страшно однажды проснуться и увидеть, что твоя биография переписана, из нее вымарано все хорошее, что было в течение двадцати лет", - говорит Лысенко.
Кроме чиновника, своей вины не признает еще трое подсудимых: Ахильгов, Беликов, которого обвиняют в том, что он отрезал палец Пронину, и Альбеков. Еще трое подсудимых, двое из которых, обвиняются в преступлениях небольшой и средней тяжести, свою вину признают частично. Частично признает вину и киллер Павел Новокрещенных.
Справка "РГ"
Главой Энгельсского района Михаил Лысенко являлся с 2001 по 2010 год. Был избран депутатами районного собрания на этот пост вопреки стараниям тогдашнего губернатора Дмитрия Аяцкова, продвигавшего на эту должность другого человека. С 2006 года Лысенко занимал еще и пост председателя Совета муниципальных образований Саратовской области. С 2006 по 2009 год Энгельсское муниципальное образование трижды в различных номинациях признавалось лучшим на Всероссийском конкурсе муниципалитетов. Лысенко был отмечен наградой РПЦ.
В год, когда его задержали, чиновник получил награду следственного комитета РФ. Накануне передачи дела в отношении чиновника в суд, СК РФ сообщил, что арест был наложен на принадлежащее чиновнику имущество стоимостью более 40 миллионов рублей. Однако, как заявил начальник управления СК по взаимодействию со СМИ Владимир Маркин, большую часть имущества главы района, которое он использовал "через доверенных ему лиц", установить не удалось.