27.04.2013 11:40
Культура

Пиотровский: Коллекция Эрмитажа останется в музее

Текст:  Дмитрий Григорьев
Михаил Пиотровский считает невозможной передачу экспонатов руководимого им музея для воссоздания в Москве Музея нового западного искусства. Об этом директор Государственного Эрмитажа заявил на пресс-конференции, состоявшейся в Зале Совета крупнейшего музея страны.
Читать на сайте RG.RU

Так Михаил Пиотровский отреагировал на предложение директора Музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирины Антоновой воссоздать Музей нового западного искусства, который существовал в Москве в первой половине ХХ века, и передать в него часть коллекций ГМИИ и Эрмитажа.

Это предложение прозвучало во время "Прямой линии" с президентом Владимиром Путиным. Ирина Антонова напомнила, что музей был создан в 1923 году двумя московскими коллекционерами - Сергеем Щукиным и Иваном Морозовым, но ликвидирован в 1948 году по идеологическим соображениям. Его коллекция была распределена между другими музеями, значительная часть попала в Эрмитаж.

В связи с этим пресс-служба Государственного Эрмитажа выступила с разъяснениями, в которых говорится:

- В 1920-1930-е годы шел процесс преобразования Музея изящных искусств, созданного И.В. Цветаевым как учебно-вспомогательное и публичное хранилище слепков и копий с классических произведений мирового искусства, в музей столичного уровня - Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ). После революции ему наряду с собранием Румянцевского музея были переданы произведения западноевропейской живописи из Третьяковской галереи, а также частных московских коллекций. Дальнейшее расширение музея проводилось за счет ряда ленинградских собраний.

В ГМИИ поступило более 500 картин, изъятых из основного собрания Эрмитажа. Среди них были первоклассные работы Рембрандта, Рубенса, ван Дейка, Йорданса, Пуссена, Ватто, Тициана. Кроме того, из собрания Эрмитажа были переданы около 40 скульптур, более 850 рисунков, 30 гравюр, около 40 произведений прикладного искусства, а также более 6000 памятников нумизматики.

В начале 1930-х годов Эрмитажу в качестве компенсации за полотна старых мастеров передаются 93 картины из Музея нового западного искусства, который был создан в 1923 году.

После ликвидации Государственного музея нового западного искусства в 1948 году директор Государственного Эрмитажа академик И.А. Орбели встретился в Москве с директором ГМИИ С.Д. Меркуровым для обсуждения вопроса раздела коллекций ГМНЗИ между московским и ленинградским музеями. Преимущественное право выбора оставили за ГМИИ.

В Москве остались картины Курбе и Мане. Полотна импрессионистов и постимпрессионистов большей частью ушли в ГМИИ. Так, например из 15 картин Моне Эрмитаж получил четыре, ГМИИ - 11; из восьми работ Ренуара Эрмитаж - три, ГМИИ - пять, из 21 Сезанна Эрмитаж  - семь, ГМИИ - 14 и так далее.

Иначе обстояло дело с живописью Матисса, Пикассо, Дерена, на которую ГМИИ не особенно претендовал. Таким образом, к примеру, Эрмитажу было отдано щукинское собрание кубистических картин Пикассо.Разделение коллекции нового западного искусства между двумя музеями спасло шедевры от уничтожения и продажи за рубеж.

В Эрмитаже произведения из бывшего собрании Музея нового европейского искусства, представленные вместе с картинами великих старых мастеров, обрели новый смысл, стали звеном в общей цепи мировой культуры.

Музеи и памятники Санкт-Петербург Северо-Запад