29.04.2013 00:28
Происшествия

Полиция отрабатывает две версии пожара в психбольнице в Раменском

В Дмитровской больнице было все необходимое для того, чтобы люди могли спастись
Текст:  Владимир Богданов Тимофей Борисов Ирина Рыбникова
Российская газета - Федеральный выпуск: №93 (6069)
26 апреля стало для Подмосковья черным днем календаря. Ночью выгорел дотла один из корпусов психиатрической больницы N 14 в поселке Раменский Дмитровского района. В момент пожара в здании находился 41 человек. Спаслись трое: 29-летняя медсестра Виктория Волкова и два пациента - 25-летний Дмитрий Гладких и 67-летняя Диана Куликова. 38 человек, в том числе две санитарки, погибли: семеро задохнулись угарным газом, остальные сгорели заживо. Как это случилось? Можно ли было спасти людей? Кто виноват в трагедии? Ответы на эти вопросы на месте происшествия искали журналисты "РГ".
Читать на сайте RG.RU

Сигнализация в больнице сработала в 01.53. Медсестре Волковой понадобилось 6 минут, чтобы вызвать пожарных - в 01.59 сигнал о возгорании поступил на пульт дежурного МЧС. Как объяснил журналистам министр по чрезвычайным ситуациям Владимир Пучков, время между вызовом пожарной бригады и ее выездом на место происшествия составляет одну минуту. Но именно в эту ночь и именно на этом вызове доблестные дмитровские огнеборцы превысили норматив в 21 раз.

В Раменский они выехали в 02.20. По крайней мере, так утверждают работники Дома культуры, расположенного напротив пожарной части N 35 г. Дмитрова. На фасаде ДК установлена камера видеонаблюдения - она и стала свидетелем несоблюдения норматива.

По дороге к больнице пожарные нарушили еще один норматив - время доезда до места возгорания. Для сельской местности он составляет 20 минут. Но от Дмитрова до Раменского 51 километр "стиральной доски" - дороги, которую лучше всего характеризует выражение "то яма, то канава". Ее за 20 минут при всем желании не одолеешь. Для подстраховки вызвали пожарных из соседней Дубны, которая хотя и не входит в состав Дмитровского района, зато расположена ближе. И снова осечка - между Дубной и Раменским лежит канал имени Москвы с неработающей по случаю паводка паромной переправой. Здесь тоже пришлось искать объездные пути - а это крюк в 40 километров по тем же ямам и канавам.

До того, как огонь начал хозяйничать всерьез, медсестра Волкова успела вывести из здания только Диану Куликову. Каким-то чудом не спавший Дмитрий Гладких вышел сам. Высыпавшие на улицу местные жители каждые пять минут набирали номера телефонов пожарных. Боялись за весь поселок - от горевшего корпуса до соседнего деревянного дома и ста метров не будет. Им отвечали: "Ждите, машина едет". Первый расчет прибыл в 03.06. К этому времени в больнице рухнула крыша и спасать, по сути, было уже некого. 420 квадратных метров, на 70% состоящих из дерева, горели так, что видно было в двух соседних районах.

Возгорание, как уже выяснило следствие, произошло в комнате отдыха карантинного корпуса. Версии отрабатываются две: короткое замыкание и неосторожное обращение с огнем. Причем вторую "подбросил" спасшийся Гладких. Курение в больнице было не запрещено. Но иметь при себе сигареты, спички и зажигалки пациентам психиатрических клиник по правилам безопасности не положено. Однако, по словам Гладких, больных в карантинном отделении тщательно не обыскивали, и возможность иметь заначку у них была. "Выживший пациент заявил следствию, что один из новичков, страдающий наркотической зависимостью, постоянно самостоятельно ходил на перекуры", - рассказала нам представитель следственного управления СКР по Московской области Ирина Гуменная.

Плановую проверку противопожарной безопасности психиатрической больницы N 14 в прошлом году проводили дважды. "В январе были выявлены нарушения, в частности, затрудненный подъезд к пожарному водоему", - рассказывает директор департамента надзорной деятельности МЧС РФ Юрий Дешевых. К августу все нарушения устранили. Более того: в 2012-м больница получила на усиление противопожарной безопасности 9 миллионов рублей. "Здесь было все необходимое для того, чтобы минимизировать трагические последствия - даже противодымные капюшоны для каждого пациента, - с горечью констатировала прибывшая в поселок Раменский глава Минздрава РФ Вероника Скворцова. - Только воспользоваться ими люди не успели. Фатальная ситуация..."

Почему не успели? "Вот, смотрите: наш дом строился в те же 40-е годы, что и больница, по тем же технологиям, из тех же материалов, - местный житель Николай Козловский водит журналистов по бескрайним деревянным коридорам расположенного рядом жилого дома. - Если полыхнет, да еще и ночью, я, здоровый человек, ни до раздвижных решеток, ни до вашего современного капюшона добежать не успею". А в карантинном отделении лежали тяжелые больные. Пять человек с острыми алкогольными психозами, один в состоянии тяжёлого постнаркотического опьянения, остальные - с шизофренией и сосудистой деменцией. Информацию о том, что пациентов на ночь привязывали к кроватям, опровергают и в СКР, и в подмосковном минздраве. Но то, что часть из них находились под воздействием прописанных для лечения транквилизаторов, после которых и привязывать не надо, бесспорно. Пациенты психбольницы, какими бы бодрыми ни были днём, ночью - тяжёлые лежачие больные.

Теперь представители власти заговорили о том, что в учреждениях закрытого типа должна быть предусмотрена технология эвакуации лежачих больных. Это, насколько мы понимаем, передвижные кровати и просторные выходы, через которые кровати легко вывозятся вместе с пациентами. В психбольнице N 14 и кровати были обычными, и выходы узкими. Но даже будь иначе - многих больных успели бы вывезти из объятого огнем деревянного здания медсестра и две санитарки, одной из которых 72 года? Может, сначала стоит пересмотреть нормативы по количеству сотрудников в учреждениях закрытого типа?

Министру МЧС Владимиру Пучкову, который прилетел в поселок Раменский вечером 26 апреля, прервав рабочий визит на Балканы, журналисты семь раз задавали вопросы: почему пожарные выехали с опозданием и кто понесет наказание за смерть 38 человек? Семь раз министр отвечал: "Давайте подождем окончательных результатов расследования. Уверяю вас, будут приняты все необходимые меры".

Исполняющий обязанности губернатора Московской области Андрей Воробьев подписал распоряжение о выделении родственникам погибших пациентов психиатрической больницы по 500 тысяч рублей. По 150 тысяч рублей получат выжившие. И, оказывается, в Подмосковье с этого года начато строительство пожарных депо, которые располагают как раз в отдаленных городских и сельских поселениях. 12 депо уже введены в эксплуатацию. По роковому совпадению их будет построено 38.

Прямая речь

Узнав о страшной трагедии в Подмосковье, президент Владимир Путин заявил, что рассчитывает, что это происшествие станет поводом для центра и регионов внимательно посмотреть на вопросы безопасности.

- Все, что произошло, говорит о том, что самым внимательным образом нужно подходить к вопросам безопасности, - заявил глава государства на встрече с президиумом Совета законодателей. - Надеюсь, что в регионах обратят на это особое внимание и еще раз вернутся к этому и федеральные органы власти, и региональные.

Пожары Московская область Столица