Алексей Макаркин, политолог
Трагедии наподобие той, что описывается "РГ" на 1-й и 8-й полосах, к сожалению, случаются не в первый раз. От них никто не застрахован. Но если говорить о конкретных проблемах, то их, на мой взгляд, две. Первая относится к лицам, находящимся в подобного рода учреждениях - это, как правило, престарелые или душевнобольные люди. Они всегда находятся в особой зоне риска и часто просто не могут осознавать опасность, которая им грозит. Второй комплекс проблем я бы назвал традиционным - недостаток финансирования, коррупция и невысокая заработная плата, лишающая стимулов к ответственному труду. Когда эти два фактора встречаются, происходит трагедия. И если первую проблему во всем мире пытаются решить купированием второй, то у нас этого не происходит.
Понятно, что обвинять весь персонал больницы было бы ошибкой. В юридической науке ключевым является такое понятие, как "умысел". Если он присутствует, то виновные, разумеется, должны получать максимальное наказание. Если же нет - надо всегда иметь в виду, что на месте такого человека может оказаться практически любой. И в конкретной ситуации крайне важно не поддаваться эмоциям и не перегибать палку.
Если что-то случается, сразу начинаются повсеместные проверки. Однако, как показывает опыт, они не способствуют прекращению трагедий. На это тоже две причины. Первая, как я уже сказал, - это коррупция. А вторая, говоря грубыми словами, лень и безалаберность, причем оба эти фактора идут рука об руку. Ведь, скажем, человек, который берет взятки, должен понимать возможные последствия этого. У нас же люди не осознают, что в таких случаях подвергают опасности не только другие жизни, но и собственную свободу. Представление того, что "авось пронесет", шанс пожара математически невелик, ничего не случится - тут тоже работает.
Это если рассуждать о практическом, так сказать, аспекте. Но есть еще социальный. У нас не только к душевнобольным, но даже к инвалидам отношение людей достаточно нетерпимое. Это очень контрастирует с тем, что происходит в современной Европе, а больше похоже на Европу XIX века. Полагаю, причина в том, что у европейцев после многочисленных войн выработалось другое отношение к человеческой жизни. Здесь свою роль сыграл и немецкий фашизм с его планами избавления от сумасшедших и других не совсем здоровых слоев населения. Когда европейцы узнали о тех зверствах, которые творились над больными, пошла обратная реакция. У нас тоже были кровопролитные войны, самые страшные потери во Второй мировой войне. Но наше общество сделало из этого какие-то другие выводы, сводящиеся к тому, что значение человеческой жизни не столь велико. Особенно если эта жизнь чем-то неполноценна и не приносит обществу определенной пользы.