Цель "анализа эффективности использования участков, находящихся в областной и муниципальной собственности", как официально называется процедура инвентаризации, - ввести неиспользуемую землю в экономический оборот. Этого требует указ президента, принятый в мае прошлого года. Согласно документу, регионы должны не только "определить соответствие использования предприятиями и учреждениями участков уставным целям и задачам", но и изъять у последних неэффективно используемые.
- Такая земля, в первую очередь, пойдет для строительства жилья, - пояснил руководитель правительственного блока промышленности, имущества и информационных технологий Антон Лавренюк. - Мы уже провели инвентаризацию земли, находящейся в собственности Орловской области. В трех районах выявили восемь участков общей площадью 344,7 гектара, которые внесли в состав регионального имущества.
В ТУ Росимущества по Орловской области сообщили, что инвентаризация федеральной собственности прошла в конце прошлого года, причем под нее попала не только земля. Результаты были переведены в электронный вид и размещены в автоматизированной системе учета госимущества. Ознакомиться с ними может любой желающий. В перечень попали и 1394 объекта федеральной собственности в Орловской области.
- В ходе этой проверки были выявлены и используемые неэффективно участки площадью свыше 5,7 тысячи гектаров в Орловском и Мценском районах, а также Орле, - сообщил Антон Лавренюк. - Мы уже направили в адрес Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства предложение передать правительству региона полномочия по распоряжению этими землями.
В Орле, например, в этот перечень включили четыре участка на 68,4 гектара. Власти готовы отдать их многодетным семьям под застройку, тем более что большинство тех, кто имеет право на бесплатное получение земли, проживают именно в областном центре. Свободных площадок для них в Орле нет, зато она есть в районах. В прошлом году депутаты облсовета приняли закон, позволяющий жителям областного центра получать землю за его пределами, но проблему это не решило.
Кстати, пока власти ищут свободную землю, многодетные семьи все активнее записываются в очередь на ее получение. Сейчас в Орле в ней уже около 700 фамилий, но в итоге желающих может быть в несколько раз больше.
- Главная претензия многодетных в том, что участки не всегда отвечают их пожеланиям и запросам, - отметила начальник облуправления госимущества Екатерина Терляева. - Безусловно, они должны быть обеспечены газо-, водо-, энерго- и теплоснабжением. Для решения этой проблемы сейчас разрабатывают целевые программы, в том числе на муниципальном уровне.
В правительстве считают, что в медленном движении очереди отчасти виноваты сами очередники. До последнего времени в Орле любому претенденту, когда подходила очередь, давали две недели на выбор участка - он вправе осмотреть их все. Но каждый следующий в очереди должен ждать, пока свой выбор не сделает предыдущий. Практика показала, что многие использовали время по максимуму. Но если каждый будет "тянуть резину", то за месяц землю получат лишь две семьи, а за год - 24.
- Поэтому порядок бесплатного предоставления участков был упрощен, упразднены существовавшие ограничения, - пояснила Екатерина Терляева. - В частности, теперь за многодетными семьями сохраняется право на получение участка независимо от возраста детей на момент его предоставления. То есть, если семья поставлена на учет, но не успела получить участок до того, как перестала считаться многодетной, она с учета сниматься не будет, и землю получит.
Однако главное новшество в том, что участки отныне распределяют по жребию. Первая жеребьевка прошла в конце марта, в ней приняли участие десять очередников. Речь идет не только о многодетных семьях: право на бесплатное получение земли имеют, например, ветераны Великой Отечественной войны, семьи с детьми-инвалидами и ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Процедура такова: листы с данными обо всех участках, включенных в перечень, вкладывают в конверты, которые опускают в непрозрачный ящик. Претенденты тянут жребий в порядке очереди. При этом им разрешено фиксировать происходящее на видео и диктофоны, а итоги обещают публиковать на сайте правительства. На первой жеребьевке в ящик опустили 60 конвертов.
- Уверен, такой механизм максимально ускорит процесс, и землю удастся подобрать всем нуждающимся, - говорит Антон Лавренюк. - Кроме того, мы ушли от предварительной аренды и от ограничения права перепродажи участков для того, чтобы многодетные семьи могли использовать землю как инвестиционный капитал. Допустим, семья может продать участок, добавить вырученные деньги к материнскому капиталу и собственным сбережениям и купить квартиру.
Впрочем, идею о жеребьевке положительно восприняли не все очередники. В ходе ее предварительного обсуждения, которое устроил департамент, прозвучало и такое мнение: "Давайте еще в карты земельные участки разыгрывать". Тем не менее новый порядок распределения земли уже действует.
Власти областного центра тоже озаботились решением земельного вопроса, тем более что бюджет ежегодно недосчитывается из-за этого средств. Сколько именно теряет казна, можно только предполагать. Однако ясно: контроль оставляет желать лучшего.
Об этом можно судить, например, по данным ежегодного отчета, с которым в конце марта выступил глава администрации города Михаил Берников. Из него следует, что в прошлом году в Орле сотрудники горадминистрации провели 94 проверки соблюдения земельного законодательства. В тридцати случаях были проверены индивидуальные предприниматели и юридические лица, в остальных - простые горожане. Нарушения - самовольное занятие земли и использование участков без оформления на них документов - были выявлены в шести случаях. Нарушителей привлекли к административной ответственности, но общая сумма штрафов составила всего 13 тысяч рублей. В мэрии считают, что незначительное финансовое наказание никого уже не пугает. Кроме того, план проверок бизнеса выполнен чуть более чем на 80 процентов.
"Часть юридических лиц и индивидуальных предпринимателей невозможно уведомить о предстоящей проверке из-за их уклонения от получения соответствующих уведомлений, а также из-за несоблюдения ими обязанности сообщать в регистрирующий орган сведения об изменении места их нахождения и места осуществления ими деятельности", - говорится в отчете.
В связи с этим мэрия предложила усовершенствовать нормативно-правовую базу. В частности, местные власти предлагают на федеральном уровне расширить перечень оснований для проведения внеплановых проверок, увеличить размеры штрафов и ужесточить ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, препятствующих проведению проверок или уклоняющихся от них.