Об этом "РГ" сообщил начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Махонин. Напомним, ФАС начала дополнительную проверку после президентской "прямой линии", на которой житель Комсомольска-на-Амуре пожаловался Владимиру Путину на высокие цены на бензин и дизтопливо.
Нефтяные компании уже предоставили вам необходимые документы?
Дмитрий Махонин: От "Роснефти" письмо по ситуации с ценой на нефтепродукты поступило чуть ли ни через три часа после окончания "прямой линии". Относительно других компаний - у нас постоянно идет режим контроля ценовой ситуации, и территориальные органы так или иначе находятся в стадии рассмотрения или возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства. В общем, претензии у нас не перестают появляться.
Сейчас ФАС проводит плановую проверку второго крупного игрока на топливном рынке Дальнего Востока. Надо сказать, что мы, контролируя ценовую ситуацию на рынке, еще полторы недели назад (то есть за неделю до "прямой линии") отправили компаниям официальные письма о том, что ФАС России обеспокоена ситуацией на рынке. Более того, мы считаем, что на текущий момент есть все предпосылки для снижения цены. Тренд на биржевых торгах идет вниз, тренд по индексу "нетбэк", т.е. цена "привязки" к международным товарно-сырьевым биржам, также снижается. Резюмируя: работу в части контроля над ценами на нефтепродукты ФАС России проводит на постоянной основе, и поручения президента ее усилили.
И каковы предварительные выводы вашего ведомства?
Дмитрий Махонин: Мы провели совещание с нашими территориальными органами и готовим консолидируемое мнение ведомства о ситуации с ценами на нефтепродукты в дальневосточных регионах. Это мнение будет содержать не только анализ причин того, что цена на Дальнем Востоке традиционно выше, чем в европейской части России.
По итогам будет определено, есть ли здесь признаки злоупотребления доминирующим положением. Также планируется высказать мнение о том, что необходимо сделать, чтобы не просто разово отреагировать, а разработать комплекс мер, направленных на улучшение ситуации в части приближения цены на Дальнем Востоке к цене европейской. В частности, эти меры будут касаться продолжения развития биржевой торговли, (что мы сейчас активно продвигаем), и усовершенствования доступа независимых трейдеров к поставкам нефтепродуктов напрямую с НПЗ. Конечно же, должны быть приняты меры в части увеличения объемов производства и поставок нефтепродуктов на внутренние рынки Дальневосточных регионов и снижения издержек по транспортировке нефтепродуктов до конечных потребителей.
Когда ждать ответа от ФАС на поручение президента?
Дмитрий Махонин: Думаю, до начала майских праздников мы подготовим ответ на поручение Президента. В этот ответ войдут меры, которые, с нашей точки зрения, должны предпринять не только ФАС России, но и профильные министерства и ведомства, для того, чтобы цена на бензин на Дальнем Востоке приблизилась к среднероссийской.
Если будут обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства - мы будем предпринимать предусмотренные законом меры в виде возбуждения дел. Напомню, штраф может составить до 15 процентов оборота компании за прошлый год.
Реально ли значительное снижение цен на Дальнем Востоке?
Дмитрий Махонин: Мы фиксируем в последние две недели тренд на снижение цены практически по всем сегментам рынка. И весь вопрос заключается в том, насколько снижение цены является соразмерным. Некоторые компании уже снизили цены на АЗС, в том числе и в нескольких регионах Дальнего Востока.
Что касается розницы, там не очень существенное снижение, около 10-20 копеек. А в части крупного и мелкооптового сегмента цена снижена на пару процентов. Ситуация является очень показательной, потому что в первый раз за всю историю наблюдений мы видим, что перед сезоном роста спроса на нефтепродукты (начало полевых работ), происходит не повышение цен, а именно снижение. Мы связываем это с тем, что мировые котировки падают, что заработали механизмы биржевой торговли. Взять, например, Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи. Там стала продаваться продукция белорусских НПЗ - и появился не дефицит нефтепродуктов, а небольшой запас.