Эксперты положительно оценивают такое предложение и считают преференцию безопасной. "Освобождение от налогообложения сумм, потраченных на улучшение дорог, является, безусловно, стимулирующим механизмом. При этом какое-либо "схемотворчество" со стороны налогоплательщиков практически исключено, так как в расходах предполагается учитывать только пожертвования в бюджеты. Но в наших условиях, когда средства часто тратятся неэффективно, было бы полезно позволить заинтересованным организациям непосредственно участвовать в строительстве дорог и развязок, что ускорило бы обновление дорог и сократило затраты бизнеса на эти цели", - говорит Елена Муратова, начальник направления налогового права, финансов и кредита юридической фирмы "Частное право".
Очевидно, что льгота не будет применяться в массовом порядке. В первую очередь она интересна бизнесменам, которые строят торговые комплексы, офисные объекты и жилые микрорайоны и напрямую заинтересованы в обеспечении этих строений дорожной инфраструктурой. Делать финансовые вложения в создание транспортной доступности им приходилось и ранее, а вот учитывать затраты в целях налогообложения они не могли. Сергей Варламов, партнер компании "Налоговик", поясняет: "Компании уже давно пытаются закрепить практику уменьшения налогооблагаемой базы на суммы, затраченные на создание дорог, но их попытки, как правило, являются неудачными: суды отказывают фирмам в экономии по НДС и налогу на прибыль в связи с несением затрат по строительству и ремонту дорог. Учитывать суммы, вложенные в дороги, препятствует действующее законодательство. С принятием этого документа налогоплательщики получат возможность уменьшать налоги, а также дополнительные стимулы для инвестирования в инфраструктуру".
При этом опасение вызывает не сама льгота, а ситуация, сложившаяся в дорожной отрасли. "Страна испытывает острую потребность в развитии сети автомобильных дорог. Однако главной бедой сегодня является не отсутствие налоговых преференций для юридических лиц, готовых пожертвовать деньги на развитие дорожного строительства, а его неоправданная дороговизна. Примеры воровства и использования коррупционных схем в этой области потрясают масштабностью. Поэтому первоочередной задачей представляется наведение порядка в отрасли, хотя бы приближение наших цен строительства к общемировым. До тех пор, пока не будет налажен четкий контроль за процессом расходования средств на дорожное строительство, включать добровольные пожертвования на создание инфраструктурных объектов в состав внереализационных доходов преждевременно", - считает Иван Соловьев, д.ю.н., заслуженный юрист РФ.