Изменится размер платежей в бюджет, уйдет уверенность в сохранности денег, находящихся в банках этой страны. Но эксперты не торопятся с выводами, достойной альтернативы Кипру до сих пор нет.Последствия кипрского кризиса юристы обсудили в рамках "Юридического форума России". В сложной ситуации оказались многие клиенты кипрских банков, среди которых много русских компаний. Самые быстрые успели среагировать и вывести свои сбережения. Минимальная, но такая возможность все же была. "Были введены серьезные ограничения даже на снятие денег в банкоматах. Но у кипрских банков остались работать представительства за пределами Кипра: в Лондоне и в Москве. Это использовали участники рынка, чтобы своевременно снять средства и вывезти их в правильные юрисдикции", - рассказывает управляющий партнер Hogan Lovells (CIS) Оксана Балаян.
Сейчас каникулы банков закончились, а проблемы бизнесменов остались. Для проведения операций установлены жесткие правила. "Введены ограничения на движение капитала. Сегодня физические лица могут выписывать чеки на сумму до 9 тысяч евро 1 раз в месяц. Денежные переводы фирмы могут делать на сумму до 25 тысяч евро в день, переводы с 25 тысяч евро и до 200 тысяч евро осуществляются после тщательной проверки деятельности компании. Кипрские власти хотят удостовериться, что действительно имеют место быть обязательства по договору. Переводы на сумму свыше 200 тысяч евро возможны в исключительных случаях, с согласия Центробанка страны. Кроме того, должен отсутствовать риск для финансовой стабильности банка. Остаются ограничения на снятия наличных до 300 евро в день и на вывод за границу наличных до 1000 евро", - рассказывает Оксана Балаян. При этом многие клиенты банков рискуют вовсе потерять свои деньги. Bank of Cyprus и Cyprus Popular Bank уменьшают свои обязательства перед клиентами, фактически они урезают суммы депозитов и оставляют себе часть средств.
Сейчас многие компании оказались в ситуации, когда размер их счетов остается неизвестным, сделки подлежат проверке, обязательства по договорам остаются неисполненными. Максим Ровинский, партнер компании "Юст", рассказывает, что бизнес столкнулся с целым рядом неприятных последствий, среди которых невозможность осуществлять запланированные платежи по заключенным сделкам со счетов, открытых в кипрских банках. В этом случае плательщик нарушает условия договора, и во многих контрактах это связано с большими штрафными санкциями. Вторая сложность заключается в невозможности завершить расчетные операции по тем транзакциям, которые были начаты до банковских каникул. "Могу привести пример из нашей практики: сделка была заключена в прошлом году, актив передан, предмет договора исполнен, определенный процент средств зарезервирован на счету в кипрском банке. Сейчас продавец обеспокоен, получит ли он свои деньги. При этом плательщик может занять позицию, что его обязательства исполнены в полном объеме и он не отвечает за произошедшие на Кипре события", - рассказывает Максим Ровинский.
Юристы всего мира сегодня пытаются найти ответ на вопрос: может ли компания отказаться от своих обязательств по договору в связи с событиями на Кипре. "В этом случае крайне важно знать, каким образом в договоре сформулированы обязанности сторон при возникновении форс-мажора. Большинство соглашений, с которыми мне удалось познакомиться, предусматривали освобождение компании от исполнения обязательств по договору в случае стихийных бедствий и не только. Причиной отказа от обязательств может послужить то, что плательщик не может контролировать банковскую операцию. Среди форс-мажоров может числиться национализация, экспроприация, введение валютных банковских ограничений. Нам как юристам придется отвечать на вопросы кредиторов, можно ли обязать должника произвести оплату с других счетов, не находящихся на Кипре. Как правило, договор не предусматривает проведение платежа с определенного счета. Кроме того, кредиторы могут заявить об отсутствии форс-мажора, если условия о таких обстоятельствах в договоре сформулированы узко", - поясняет Максим Ровинский.
После того как компании разрешат насущные вопросы и выяснят все детали сорванных сделок, бизнесменам придется принимать решение: оставаться на Кипре или уходить? Очевидно, что произошедшие события изменят эту налоговую юрисдикцию. Она уже не будет столь привлекательной для клиентов еврозоны. В ближайшее время Кипр намерен увеличить налоговое бремя на территории страны. В частности, налог на прибыль увеличится с 10% до 12,5%, сбор на нужды обороны Кипра вырастет с 15% до 30%, налог для банков, который платят кредитные организации на размер своих депозитов, будет установлен в размере 0,15% вместо 0,11%. Также Кипр планирует увеличить налог на недвижимость. Пока нет ставки и порядка расчета платежа. Есть только сумма в 75 млн евро, которую требуется собрать в бюджет Кипра.
Для тех компаний, которые считают налоговые инициативы Кипра неприемлемыми, есть ряд способов покинуть юрисдикцию. Алексей Рябов, партнер Ernst&Young, считает, что у организация может "сменить гражданство" как минимум шестью способами.
1. Продажа активов. Продажа ценных бумаг на Кипре не облагается налогом.
2. Налоговая миграция. В этом случае юридическое лицо становится резидентом другой юрисдикции, для этого меняется место управления компанией.
3. Рядомициляция - смена места регистрации с сохранением юридического лица.
4. Трансграничное слияние в рамках ЕС.
5. Ликвидация.
6. Конвертация в SE (Societas Europaea - SE) - новая организационно-правовая форма юридического лица - европейская компания, которая не подпадает под национальное регулирование отдельных стран ЕС, а подлежит регулированию на общеевропейском уровне.
Но эксперты не спешат с выводами и не заявляют о необходимости срочно покинуть Кипр. Несмотря на те сложности, с которыми сталкиваются компании сегодня на просторах этой страны, она по-прежнему является одной из самых привлекательных юрисдикций для проведения через нее финансовых потоков, так как на Кипре отсутствует налог на дивиденды. Несомненные преимущества есть у этой страны и с позиции администрирования. "С точки зрения налоговой системы у Кипра альтернативы нет. Любая другая международная юрисдикция на порядок сложнее. Она может быть формально сопоставима с точки зрения налоговой нагрузки, но с точки зрения администрирования предъявляет совсем другие требования", - считает Алексей Рябов. Поэтому массового оттока компаний с Кипра ждать не стоит. В мире пока еще нет площадок, чтобы принять эти фирмы.