30.04.2013 00:41
Экономика

Эксперт: Навигационный рынок в России ждет бум

Текст:  Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - : №16 (894)
Россия, как надежный партнер, готова давать точный навигационный сигнал всем своим партнерам, которые тоже хотели бы иметь страховку на все случаи жизни от того, что никто не выключит им навигационный сигнал, никто не сделает их слепыми, - сказал вице-премьер Дмитрий Рогозин, выступая на Форуме по спутниковой навигации.
Читать на сайте RG.RU

По словам вице-премьера, такие направления, как развитие средств коммуникаций, дистанционное зондирование Земли и навигация, должны привлекать огромные средства и еще большие деньги добывать для тех стран, которые "обладают этими уникальными технологиями".

Наличие собственной навигационной системы, по словам Рогозина, дает уникальную возможность для государства чувствовать себя суверенным и независимым. "Бывают ситуации и случаи разные, а наличие возможности контролировать точный сигнал навигационных систем - это, по сути дела, вопрос национальной безопасности страны", - сказал Д. Рогозин.

Замруководителя Роскосмоса Виталий Давыдов сообщил, что установки по отслеживанию системы ГЛОНАСС размещены более чем в 40 странах. ГЛОНАСС - это составная часть мировой ГНСС (глобальная навигационная спутниковая система), и нашей задачей является разработка общих стандартов.

По словам директора программы "ЭРА-ГЛОНАСС", заместителя гендиректора компании "НИС" Дмитрия Маркова, мировой навигационно-информационный рынок в 2020 году вырастет по сравнению с 2012 годом в 2,6 раза - с 63 млрд до 165 млрд евро. При этом 54% от общего объема навигационных услуг придется на сегмент оборудования для автотранспорта.

Президент НП "ГЛОНАСС" Александр Гурко сообщил, что навигационный рынок РФ к 2020 году вырастет в 20 раз - с 15 млрд руб. в 2012 году до 300 млрд руб. С 2009 г. по 2012 г. количество используемого навигационного оборудования выросло в 17 раз - до 500 тыс. единиц. С развитием программы ГЛОНАСС и принятием ряда законодательных инициатив развитие российского навигационного рынка должно заметно активизироваться.

А. Гурко напомнил, что с 2015 г. все автомобили в России должны быть оснащены навигационной системой, что стимулирует активный рост рынка встроенной навигации и дополнительных сервисов. Кроме того, в НП "ГЛОНАСС" рассчитывают, что в 2013-2014 гг. начнется активное развитие сервис-провайдеров, которые оказывают услуги на основе системы ГЛОНАСС.

Одной из важнейших тем форума стало страхование. По мнению А. Гурко, с принятием поправки в закон об ОСАГО автовладельцы смогут использовать упрощенный режим оформления ДТП в случае наличия определенных технических средств на борту. Это стимулирует использование технологий на основе ГЛОНАСС. По его словам, "умное" страхование уже развивается в рамках программ каско. Пока процесс только начинается, но это основной тренд не только в России, но и в Европе.

Как сообщил президент РСА Павел Бунин, российские страховщики и их клиенты заинтересованы в том, чтобы системы экстренного реагирования "ЭРА-ГЛОНАСС", полученные благодаря установленному на транспортном средстве оборудованию, могли быть использованы страховыми организациями. При этом глава РСА предполагает пошаговое развитие взаимодействия с системой. На первом этапе, по словам П. Бунина, внимание должно быть уделено изучению возможностей расширения применимости ГАС "ЭРА-ГЛОНАСС" и ее элементов для автоматизированной реконструкции обстоятельств ДТП, для оформления ДТП, в том числе в рамках "европейского протокола", то есть без вызова представителя ГИБДД.

По мнению П. Бунина, важно получить опыт использования "ЭРА-ГЛОНАСС" в пилотных регионах в целях автоматизации процессов реконструкции и оформления ДТП. В РСА полагают, что данные, полученные от операторов системы, помогут пресекать попытки страхового мошенничества. На следующем этапе можно попробовать "подготовить предложения по формированию нормативной правовой базы для использования спутниковых навигационных технологий в области автоматизации процессов реконструкции и оформления ДТП, по предотвращению мошенничества, применяя системный подход".

"В итоге хотелось бы выйти на этап разработки общих предложений по использованию страховой телематики при страховании автотранспорта", - считает П. Бунин. Он также отметил, что в первом чтении принят пакет поправок в закон об ОСАГО, которые предусматривают введение так называемого безлимитного Европротокола для двух столиц при несложных ДТП. Средствами противодействия мошенникам при этом в автостраховании могут стать спутниковые устройства слежения и видеорегистраторы. Такие проекты используются в развитых странах. Приборы, установленные в автомобиле, позволяют подать тревожный сигнал оператору системы в случае серьезного ДТП даже без участия водителя.

Неким диссонансом стало выступление старшего аналитика по вопросам регулирования космической политики управления по использованию космического пространства министерства торговли США Джейсона Кима, который сказал, что введение в России требований по обязательной установке систем навигации ГЛОНАСС/GPS на транспорте противоречит правилам ВТО.

Связь