30.04.2013 00:40
Экономика

В Москве создадут центры профессиональной квалификации

Образовательные стандарты переросли профессиональные
Текст:  Евгения Мамонова
Российская Бизнес-газета - Карьера и менеджмент: №16 (894)
В Москве в скором времени будут созданы центры профессиональной квалификации на базе среднего профессионального образования. Сюда работодатель при желании сможет направить на обучение своего сотрудника, где в рамках коротких программ дополнительного профессионального образования специалист получит определенные навыки. Об этом сообщил директор Учебно-методического центра по профессиональному образованию города Москвы Артем Киселев.
Читать на сайте RG.RU

"Это как раз то, что нужно работодателю сегодня, - уверен он. - Он зачастую не хочет тратить много времени и средств, например, на трехгодичное образование своего сотрудника, а большинство образовательных программ как раз долгосрочные. Как правило, ему нужно быстро решить конкретную задачу".

Подобная инициатива Москвы связана с работой, которая сейчас ведется по разработке новых профессиональных стандартов. Напомним, что до 2015 года должно быть разработано 800 профессиональных стандартов, которые придут на смену квалификационным справочникам. Сейчас экспертное сообщество при поддержке бизнеса определяет список приоритетных профессий, стандарты которых должны быть разработаны в первую очередь.

"Сейчас без профстандартов создать инновационную экономику невозможно, - уверена вице-президент Московской торгово-промышленной палаты Антонина Ватолкина. - Появляются новые технологии и материалы, поэтому должны создаваться новые профстандарты и обновляться старые". Ни у кого не возникает сомнений, что идея обновления профстандартов назрела уже давно, и работа в этом направлении крайне необходима. Однако эксперты говорят о том, что в запущенный механизм формирования профессиональных стандартов закралась одна, но очень существенная системная ошибка. Речь идет об опережении образовательных стандартов профессиональными.

"Сегодня уже созданы образовательные стандарты третьего поколения, которые подразумевают гибкое построение учебных планов и удовлетворение требований работодателей фактически всех отраслей экономики, но нет разработанных профессиональных стандартов, - говорит гендиректор "Интеробразование" Виктор Круглов. - И ситуация от этого очень нестабильная. По сути, должно было быть сделано наоборот: сначала выставлены требования к выпускникам вузов, к молодым специалистам, а вокруг этого должны были быть составлены требования к знаниям, которые описаны в образовательном стандарте".

Каждые 5-7 лет профессии обновляются или заменяются, а также появляются новые професии. Вузы должны учитывать подобные изменения на рынке труда, запросы рекламодателей и изменять образовательные стандарты в соответствии с этими изменениями. Это необходимо для того, чтобы рынок получал конкурентоспособных специалистов. Для этого создана структра сертификации и квалификации в рамках федеральной целевой программы развития образования

Эксперты говорят, что сейчас, когда профессиональные стандарты только разрабатываются, уже нужно начинать работу над модернизацией образовательных стандартов, чтобы они коррелировали друг с другом. И это необходимо сделать не позже 2014 года, иначе снова одна система отстанет от другой.

Модернизация образовательных стандартов будет также необходима и в свете проблем, которые связаны с инвестиционной привлекательностью отечественного образования. Сейчас специалисты говорят о снижении конкурентоспособности российских выпускников вузов на международном уровне. И эта проблема может быть решена только за счет включения работодателей в разработку учебного процесса совместно с преподавателями.

Усугубляет положение вещей еще один негативный фактор - практически развалившийся институт практик. "За редким исключением предприятия относятся к студенческим практикам формально, - сокрушается Виктор Круглов. - А ведь практика дает возможность создать такого специалиста, который будет востребован на современном предприятии".

Обновление образовательных и профессиональных стандартов, по мнению экспертного сообщества, должно стать регулярным. Например, в Австрии и Германии профессиональные стандарты актуализируются постоянно. В частности, эксперт по профстандартам проводит мониторинг подведомственных ему предприятий и фиксирует изменения, произошедшие в той или иной сфере за определенный период времени. Например, он отмечает, какие появились новые технологии или материалы. На основе этих данных и совершенствуются профстандарты.

Каждые 5-7 лет профессии обновляются или заменяются, а также появляются новые профессии. Вузы должны учитывать подобные изменения на рынке труда, запросы работодателей и изменять образовательные стандарты в соответствии с этими изменениями. Это необходимо для того, чтобы рынок получал конкурентоспособных специалистов.

Для этого создана структура сертификации и квалификации в рамках федеральной целевой программы развития образования. К 2020 году должно быть создано 500 центров по оценке квалификаций. Это поможет сформировать правильные мотивации у специалистов, а работодатели смогут более качественно проводить отбор персонала.

Занятость Образование