30.04.2013 03:57
Авто

В якутских селах появятся новые мосты

В Якутии взялись за решение транспортных проблем сельской глубинки
Текст:  Владимир Таюрский
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №0 (6070)
В Якутии закрываются зимники и ледовые переправы, а это значит, что 90 процентов территории республики возвращаются в свое привычное состояние транспортной недоступности.
Читать на сайте RG.RU

Даже три федеральные трассы, пересекающие регион, по сути, не являются сквозными, если за точку отсчета принимать Якутск. В течение полутора месяцев, пока река Лена не очистится ото льда, автотранспорту из столицы республики невозможно будет попасть на дорогу "Лена". Точно так же придется ждать открытия паромной переправы через реку Алдан, чтобы проехать из Центральной Якутии по автодороге "Колыма" до Магадана. А что касается трассы "Вилюй", на ней вообще предстоит ликвидировать сотни километров разрывов, прежде чем она соединит северную республику с Иркутской областью.

На обустройство этих дорог региону ежегодно выделяют огромные средства. В нынешнем году на три главные трассы федеральный центр направит 18,8 миллиарда рублей. Там нет проблем с подрядчиками, все распланировано наперед, поэтому голова у местных властей по этому поводу не болит. А вот якутская глубинка, где с наступлением теплых дней нередко вообще прекращается автотранспортное сообщение между населенными пунктами, не избалована федеральными деньгами. Тем не менее с созданием регионального дорожного фонда у жителей многих отдаленных сел и поселков появилась надежда, что когда-нибудь можно будет доехать хотя бы до райцентра.

Самая большая проблема - это мосты. Якутия испещрена многочисленными реками, речками и речушками, которые летом становятся непреодолимой преградой для автотранспорта.

Недавно руководитель управления автомобильных дорог республики Юрий Михайлов провел рекогносцировку в одном из самых "бездорожных" районов - Верхоянском. Местные жители пожаловались, что даже десять километров между райцентром, поселком Батагай и селом Юттях не всегда можно преодолеть из-за разливов небольшого ручья. Глава дорожного ведомства пообещал, что проектно-изыскательские работы по сооружению подъездного пути к селу будут профинансированы из дорожного фонда. А строительство и ремонт семи других мостовых переходов в Янской группе районов намечены уже на нынешний год.

У жителей отдаленных сел республики появилась надежда, что когда-нибудь можно будет доехать хотя бы до райцентра

В Усть-Майском районе началось сооружение моста через неширокую речку Мокуя. Тут ситуацию и вовсе можно было бы назвать анекдотичной, если бы она не была печальной. Дело в том, что из райцентра, поселка Усть-Мая, ведет лишь одна круглогодичная дорога - до аэропорта. Ее протяженность всего семь километров. Но ни одному мосту еще не удавалось закрепиться на берегах пересекающей эту трассу маленькой речушки - в паводки она уверенно сносит не только деревянные, но даже металлические конструкции. Как уверяют строители, новый мост будет поставлен надолго.

В Ленском районе началось долгожданное строительство моста через реку Нюя. Этот переход длиной 390 метров не только облегчит жизнь населению окрестных сел, но и позволит наладить круглогодичное сообщение между двумя райцентрами - Ленском и Олекминском.

На местные, преимущественно сельские, дороги и строительство переходов через водные преграды в Якутии в нынешнем году предусмотрено около шести миллиардов рублей. Таких денег на решение транспортных проблем глубинки в республике не выделялось никогда. Большая часть их аккумулирована в региональном дорожном фонде. Чтобы повысить эффект от использования средств, правительство республики предложило своеобразную схему.

- В связи с объявленным в регионе годом села введен новый вид субсидии на ремонт местных автодорог общего пользования с условием софинансирования со стороны муниципалитетов, - отмечает министр транспорта и дорожного хозяйства Якутии Семен Винокуров. - Если муниципальное образование из собственного бюджета выделяет на решение этой проблемы определенную сумму, точно такую оно получит из дорожного фонда. В нынешнем году готовность работать на этих условиях изъявили администрации 140 сел.

Что касается арктических районов, где строительство круглогодичных трасс и мостов зачастую вообще невозможно, там, по словам руководителя республиканского управления автодорог, со следующего года начнет действовать казенное дорожное предприятие со стопроцентным участием государства. Заниматься оно будет преимущественно строительством и усовершенствованием все тех же зимников. Однако, как считает Юрий Михайлов, с созданием этого предприятия работы примут более масштабный и интенсивный характер, что позволит кардинально изменить ситуацию.

Кстати

В масштабах страны Якутск тоже является провинциальной глубинкой, отрезанной от мира одной из самых широких рек - Леной. Проект строительства моста через нее долгое время откладывался из-за дороговизны. Недавно на состоявшемся в столице Якутии заседании Госкомиссии по вопросам развития Дальнего Востока и Забайкалья председатель правительства страны Дмитрий Медведев объявил, что вопрос решен. Мост стоимостью 80 миллиардов рублей будет построен в сжатые сроки на условиях концессионного соглашения.

Дороги Якутия Дальний Восток