06.05.2013 00:05
Культура

Андрей Максимов: "Горячее сердце" - интереснейший спектакль "Современника"

Текст:  Андрей Максимов (писатель, член Академии Российского телевидения)
Российская газета - Федеральный выпуск: №95 (6071)
Чего-то все про раскол грядущий разговаривают... Типа: предполагают... Там - сям... Еврозона, оппозиция, Дума... И еще чего-то там... Все про раскол да про раскол.
Читать на сайте RG.RU

Приходишь в театр "Современник" - там великого Островского дают: "Горячее сердце". И тоже про раскол - про раскол неба. А это, согласитесь, совсем иная история, не политическая: понять - раскололось ли небо? Дало ли оно трещину не в смысле экологически-военном, а в смысле духовном? Если небо - метафора духовности, то как там в смысле целостности и трещин?

Вот какой вопрос интересует театр, когда он интерпретирует Островского. Уже за одно это уважаю спектакль и его создателей во главе с режиссером и автором сценической композиции Егором Перегудовым.

Спектакль "Современника" будут ругать - можете не сомневаться. Территория "Современника" вообще излюбленное театральными критиками место для всякого рода ерническо-иронических топтаний. Подозреваю, что театральные критики - которые, как известно, считают самих себя образцом интеллигентности и глубокого проникновения всюду - будут обвинять спектакль в пошлости, в слишком вольном трактовании Островского, в неглубоком проникновении в классическую пьесу и излишнем ее осовременивании. Короче говоря, спектакль будут ругать (скорее всего иронически) за все то, что приподымает критиков в их собственных глазах. И я не могу сказать, что они будут совсем уж не правы. Спектакль, действительно, есть за что критиковать. Мне лично более всего не понравилось, что "Горячее сердце" в "Современнике" не поднимает зрителя до мощного уровня характеров героев Островского, а, наоборот, героев великого драматурга опускает до уровня понимания некоего среднестатистического зрителя. Да и шутки типа "Понаехали тут..." в "Горячем сердце" мне не кажутся смешными.

И все-таки я советую всем, кто любит театр, непременно посмотреть последнюю премьеру "Современника". В этом спектакле есть многое, что надо бы поглядеть.

В первую очередь - декорации Владимира Арефьева. Открывается занавес - на авансцене кирпичная стена. Потом один из героев ее пробивает, и мы видим звездное небо. А потом появляются кажущиеся ржавыми то ли ворота, то ли двери. Ржавые, вечно хлопающие двери-ворота на фоне звездного неба - это ли не один из символов России? Это спектакль современный? Да. О современном? Без сомнения. Реплики вроде "Денег у меня много, конечно, только жить скучно" или "А чего ж мне не грабить, коли я могу", - вызывают искреннее понимание зала... Но снова я убеждаюсь, что в театре самое интересное и самое необходимое зрителю - не актуальность, не публицистичность, а люди.

В театре ведь все просто (теоретически): если зритель чувствует в герое на сцене человеческую боль - такой человек ему интересен. Не чувствует - то и интереса нет. В некоторых моментах спектакля эта боль прорывается сквозь осовременивание героев.

Думаю, что в этой постановке одну из лучших своих театральный ролей сыграл Василий Мищенко. Крутится-вертится странная, бессмысленная и суетливая жизнь и, как волна об утес, разбивается о Павлина Павлиновича Курослепова. А того интересует, в сущности, один вопрос: дало небо трещину или нет? И когда в конце спектакля небо падает, нестерпимо жалко становится всех героев спектакля, а Павлина Павлиновича в особенности.

У актера и режиссера Василия Мищенко судьба не простая. Уже после первой же своей кинороли в "Спасателе" Сергея Соловьева он стал звездой. Потом играл в знаменитом "Ревизоре" рядом с Гафтом. Потом были разные периоды. Потом снимал кино. Не простая, не ровная актерская дорога. И впечатления у меня сложилось такое, что все раздумья о суетности и вечном в жизни Мищенко вложил в своего героя. Поэтому так наполнен артист. Поэтому так интересно за ним следить. Я не видел до этого спектакля ни одной работы Егора Перегудова, но теперь буду следить за ним внимательно. Во-первых, потому, что мне очень нравятся режиссеры, которые умеют свои спектакли придумывать. Что-то из придуманного может нравиться, что-то нет: дело вкуса. Но это - спектакль-зрелище.

А, во-вторых, несмотря на суетливость происходящего на сцене, Перегудов дает каждому актеру возможность проявить боль своего персонажа. Блистательно играют небольшие, в общем, роли приказчиков Дмитрий Смолев и Сергей Гирин. Трогательна и печальна Параша Светланы Ивановой. Может быть, чересчур узнаваем, чересчур современен и как-то уж совсем гламурен богатый купец Хлынов Артура Смольянинова, но его героя долго не забудешь. Иван Стебунов играет драму попранного человеческого достоинства - очень трудная задача, но уже известный молодой актер справляется.

Трудно замечательному актеру Владиславу Ветрову играть городничего, не скатываясь на пародию на современных начальников. В лучших моментах роли ему это удается.

Должен вам сказать, дорогие читатели "РГ", что не так много найдется в сегодняшнем театре спектаклей, где почти про все роли есть что сказать. Это значит, что спектакль населен людьми. Подчеркиваю: людьми, а не масками. А в современной театральной ситуации это очень дорогого стоит. Не могу утверждать, что "Горячее сердце" - безусловная победа "Современника". Но это очень интересный для зрителя поиск.

... Выйдя из театра, я посмотрел на небо: как оно там, держится ли, родное?

Драматический театр