06.05.2013 00:10
Культура

Виталий Мельников: Режиссер адресует свою работу зрителю

Режиссер Виталий Мельников отметил 85-летие
Текст:  Светлана Мазурова
Российская газета - Федеральный выпуск: №95 (6071)
Легендарный петербургский режиссер, создатель фильмов "Начальник Чукотки", "Старший сын", "Женитьба", "Выйти замуж за капитана", "Бедный, бедный Павел" и многих других, уже 60 лет снимает кино. С ним поговорил наш корреспондент в Петербурге.
Читать на сайте RG.RU

Сколько юбилеев у вас сразу, Виталий Вячеславович! Еще 95 лет студии "Ленфильм", на которую вы пришли работать 50 лет назад. А как вы начинали?

Виталий Мельников: Как-то о своих личных "круглых" датах я не задумывался. Но вот вы сейчас сказали, и я вспомнил, что ровно 60 лет назад я приехал в Ленинград. Десять лет работал в документальном кино, на "Леннаучфильме". А в самый первый раз я закричал: "Мотор!" в 1950 году. Мне поручили снять несколько сюжетов для журнала "Новости сельского хозяйства". На "Ленфильме" я начал трудиться в должности второго режиссера на картине "День счастья". Это была мелодрама по повести Юрия Германа, ставил ее Иосиф Хейфиц, главного героя играл Алексей Баталов. Первой же самостоятельной работой стала короткометражка "Барбос в гостях у Бобика", экранизация рассказа Носова "Бобик в гостях у Барбоса". Когда я, мальчишка, в сибирской глухомани крутил "динамку" кинопередвижки в деревенских клубах, то считал, что уже делаю кино! Мне казалось, что я вкладываю хотя бы свою мускульную энергию в это чудо под названием кино. И чудо происходило: люди, глядя всего-то на клочок ткани и двигающиеся по нему тени, плакали, смеялись, сопереживали. С тех пор зрительское мнение и ощущение фильма мне очень дорого. Я достаточно спокойно отношусь к киноведческим оценкам, анализам, но когда вижу и слышу ответный отзвук, когда зал живет единым дыханием, настроением - это мне дороже всего. Ради этого, по-моему, и стоит жить в кино.

Иные режиссеры говорят, что "публика - дура" и они снимают не для зрителей.

Виталий Мельников: Смешное пижонство и, по-моему, попытка прикрыть свою профессиональную несостоятельность. Конечно, у каждого режиссера есть свой способ рассказа, этот способ может нравиться, не нравиться. Но все равно он адресует свою работу зрителю, кому же еще? Себе? Ну и сиди тогда дома, зачем тащить публику на свое кино? Для того, чтобы сказать потом, что все идиоты?

Если сегодня надо назвать всего один ваш фильм, чтобы представить вас (допустим, Виталий Мельников, создатель "Начальника Чукотки"), какой вы выберете?

Виталий Мельников: Я бы не выбрал ни одного. Меня часто спрашивают: "Какой свой фильм вы считаете самым лучшим или любимым?", я отвечаю, что особенно люблю тот, который больше всех обижали. Либо он несправедливо забыт, не понят. Например, мне дорога "Чича". Ее не показывали по телевидению никогда. Картина, которую мы делали во время перестройки. На улицах тогда шли митинги, в Москве был построен гигантский палаточный городок около гостиницы "Россия", здесь на Каменном мосту бастовали шахтеры. В последний съемочный день в августе 1991 года мы ехали из Сиверской домой, шоссе было забито военной техникой Псковской дивизии, танки шли к Ленинграду. Двигались они медленно, мы на своих "жигуленках" обогнали их. Когда приехали в город, то увидели, как у Мариинского театра строят баррикады. Почти как в кино. "Чича" - это комедия, там есть элементы пародирования нашего "бунтарства", демонстраций, лжеострых политических противоречий. Мне говорили, что кто-то воспринял этот фильм как "антиперестроечный", а он был просто про людей. Картина дорога мне и как память о Боре Брондукове. Там его последняя роль, он приехал на съемки уже больным, сыграл у нас начальника военного ансамбля песни и пляски. Сыграл очень смешно и ярко. Снимался в фильме и Игорь Дмитриев. И начинала в кино Ниночка Усатова.

После премьеры "Поклонницы" в прошлом году вы сказали, что больше не будете снимать кино…

Виталий Мельников: Я три года снимал этот фильм, а предполагал, что управимся за год, к 150-летию Чехова. Вымотался, но когда закончились премьерные акции, сел писать новый сценарий, не могу без работы. Но сам теперь снимать не возьмусь. Тем более, будущая картина связана с экспедициями.

О чем сценарий?

Виталий Мельников: О том, какими мы были в сталинское время, в 50-е годы. Это, собственно, продолжение моей картины "Агитбригада "Бей врага!". Во время учебы во ВГИКе я был на практике у режиссера Владимира Шнейдерова (это он впоследствии придумал на телевидении "Клуб кинопутешествий"). На съемках фильма "В каспийских джунглях" собралась интересная, пестрая группа. История их отношений легла в основу нового сценария.

Кому-то предложите снять?

Виталий Мельников: Дальше будет видно. Дам почитать актерам, которые мне интересны, посмотрю, как они отреагируют. Хорошо бы найти молодого режиссера. С другой стороны, это история киношников 50-х годов, нужно хотя бы отчасти знать то время. Я иногда смотрю фильмы о Великой Отечественной войне, сделанные молодыми, там отчетливо видна туфта, театральность, приблизительность. Впрочем, я уже начинаю брюзжать по стариковскому обычаю. Есть ведь и толковые фильмы о войне, снятые молодыми.

Какие ваши фильмы имели успех за рубежом?

Виталий Мельников: Не считал и не регистрировал. "Женитьба", например, имела успех в Италии и Германии. В то же время в Советском Союзе шли не очень положительные отзывы, у нас же все знают, как надо ставить Гоголя, а итальянцы просто любят его. На долю фильмов, сделанных за последние десять лет - "Бедный, бедный Павел", "Агитбригада "Бей врага!", "Луной был полон сад" и "Поклонница" - пришлось немало призов.

Как вы относитесь к давней идее - поставить памятник "начальнику Чукотки"?

Виталий Мельников: Первый раз такое слышу! Ну если он будет не монументальным, не помпезным (вдруг взгромоздят что-то несусветно "революционное"!), конечно, я бы не стал возражать. Тут вопрос в тонкостях: история-то веселая, смешная, молодая, и знак или памятник должен соответствовать жанру фильма и характеру героя

Наше кино