07.05.2013 00:43
Экономика

ФАС займется развитием конкуренции в сфере аэропортового обслуживания

Текст:  Елена Шмелева
Российская Бизнес-газета - : №17 (895)
Федеральная антимонопольная служба планирует внести в правительство проект постановления о конкуренции топливо-заправочных комплексов в аэропортах-миллионниках. Речь идет о том, чтобы продолжить работу по развитию конкуренции в сфере аэропортового обслуживания. В 2009 году были приняты правила недискриминационного доступа, которые определили возможность развития конкуренции в этой сфере. И с тех пор эти процессы начали достаточно активно развиваться.
Читать на сайте RG.RU

Анатолий Голомолзин, заместитель руководителя ФАС Росси

Для того чтобы закрепить эту тенденцию, мы подготовили поправки, которые устанавливают дальнейшее развитие конкуренции и детализируют вопросы обеспечения доступа к услугам, которые оказываются с использованием объектов инфраструктуры в аэропортах. А также по отдельным направлениям, в частности по топливозаправочным комплексам. Поскольку топливо оказывает наиболее существенное влияние на расходы авиакомпаний, то этот вопрос находится в фокусе нашего внимания.

В постановлении говорится, что в крупных аэропортах, обслуживающих более 1 млн пассажиров, должно присутствовать как минимум два альтернативных ТЗК. А в аэропортах с пропускной способностью более 5 млн - три ТЗК. Это позволяет войти на рынок новым участникам, обеспечить возможность выбора для авиакомпаний.

Сегодня уже в 26 аэропортах присутствуют альтернативные ТЗК. Анализ показывает, что в этих аэропортах ценовая ситуация в целом стабилизировалась, тогда как в аэропортах с одним ТЗК отмечается рост цен на эти услуги. Причем в более чем половине случаев для того чтобы альтернативные ТЗК появились, потребовалось вмешательство ФАС. Это либо рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства, либо вынесение предупреждений, либо выставление требований при рассмотрении крупных сделок слияний и приобретений. Наша задача сделать так, чтобы это работало в значительной степени в автоматическом режиме. Должна быть благоприятная бизнес-среда в аэропортах. И мы рассчитываем, что с принятием этого постановления мы закрепим положительные тенденции, которые нам удалось достичь в авиации.

В 2007 году по инициативе ФАС был сделан режим "открытого неба" в России путем отмены квотирования на маршрутах в процессе лицензирования. В 2008 году начали работать на повышение конкуренции в сфере авиаперевозок в СНГ, когда Совет глав правительств СНГ утвердил доклад Штаба по проведению совместных расследований в СНГ и Совета по согласованной антимонопольной политике стран СНГ по развитию конкуренции на рынке авиаперевозок СНГ.

В 2009 году были приняты правила недискриминационного доступа к услугам в аэропортах. В 2010 году на Правительственной комиссии по транспорту и связи ФАС был предложен комплекс мероприятий по развитию конкуренции на российском рынке авиаперевозок, в том числе по развитию региональных и местных авиаперевозок.

В течение 2011-2012 годов мы начали кардинально менять ситуацию, связанную с развитием конкуренции и в других международных направлениях. Наверное, многие слышали эти истории про открытие доступа для конкурирующих авиакомпаний в Италию, во Францию. Мы расширяем возможность присутствия нескольких авиакомпаний на соответствующих маршрутах и в другие страны мира. Создана специальная комиссия при минтрансе, в состав которой вошли представители антимонопольного органа. И сейчас мы готовим предложение по изменению правил допуска на маршруты, кардинально улучшающие условия конкуренции. Активно также обсуждается совместно с Евразийской экономической комиссией вопрос "открытого неба" в границах Таможенного союза, объединяющего страны Белоруссии, Казахстана и России.

Рынок благодарно реагирует на меры по развитию конкуренции, - за последние три года мы ежегодно прирастали в авиаперевозках - в 2010 году на 26,1%, в 2011 году на 12,6%, в 2012 году - на 15,5%. При этом наиболее ощутимым был прирост авиаперевозок в страны ближнего зарубежья. Объемы перевозок в СНГ выросли в 2010 году на 23,2%, в 2011 году - на 45,2%, в 2012 году - на 26,8%! На внутренних авиалиниях рост составил в 2010 году 22,6%, в 2011 году - 12,0%, в 2012 году - 8,1%. В основном на внутреннем рынке рост происходил на конкурентных магистральных маршрутах авиаперевозок, где присутствует 3 и более (до 10) авиакомпаний. С 2013 года начался эксперимент в Приволжском округе, имеющий целью многократно увеличить региональные и местные авиаперевозки. На будущее предполагается его расширение и на другие округа. Делается это за счет мер господдержки на паритетных условиях между федеральным и региональным бюджетами (эти средства компенсируются за счет дополнительных налоговых поступлений, возникающих от увеличения объемов авиаперевозок), удешевления услуг по обслуживанию авиакомпаний в региональных и местных аэропортах, возможностью вовлечения в оборот воздушных судов малой вместимости, созданию необходимых предпосылок для развития конкуренции в сегменте региональных и местных авиаперевозок, где в настоящее время ее нет - на маршруте присутствует одна, редко - две авиакомпании.

В условиях, когда отмечается общий спад темпов роста экономики, падения темпов роста ВВП, особенно понятной и актуальной становится наша работа по развитию конкуренции. Мы говорим не о трех-четырех процентах роста, характерных для экономики в целом, а мы говорим о двузначных величинах прироста. Для авиации это особенно важно. Мы завершаем период восстановительного роста и закладываем на будущее институциональные основы для устойчивого роста. Принятие изменений и дополнений к правилам недискриминационного доступа к услугам в аэропортах находится в числе мер, закрепленных "Дорожной картой" по развитию конкуренции в авиации. Подобного рода институциональные изменения являются очень высокоэффективными и малозатратными мероприятиями.

Положение в части миллионников и пятимиллионников касаются не только услуг ТЗК, но также и обслуживания пассажиров, обработки грузов, технического обслуживания воздушных судов. Но есть сферы, где число конкурирующих операторов может быть намного больше. Например, подготовка продуктов питания, коммерческое обслуживание пассажиров, организация полетов деловой авиации и другие. В данном постановлении сказано, что аэропорты при наличии техническо-экономической возможности обязаны предоставлять на недискриминационных условиях доступ конкурирующих операторов, которые действуют на рынках услуг в аэропортах, а также авиакомпаний, самостоятельно выполняющих отдельные виды работ.

Авиатранспорт ФАС