За несколько часов глава военного ведомства успел не только принять в Ахтубинске новую взлетно-посадочную полосу, посмотреть современные самолеты ВВС, но и устроить разгон строителям за срыв жилищных планов в местном авиагарнизоне.
929-й центр - воинская часть, в которой военные летчики-испытатели ставят на крыло новую авиационную технику для ВВС. Именно здесь готовят инструкции пилотам и экипажам боевых полков и эскадрилий. Причем пишут их не только на бумаге, а главным образом - в небе. Ни одна новая машина не принимается на вооружение, не идет в серию без целого комплекса воздушных испытаний и составления подробных правил ее эксплуатации на различных режимах полета.
Понятно, что аэродром в Ахтубинске никогда не стоит без дела. Но за десятилетия активного использования его взлетно-посадочной полосы "бетонка" здорово подпортилась. Поэтому в прошлом году было принято решение делать здесь новую ВПП. Этой задачей занялся Спецстрой России. Как она была выполнена, легко судить по короткой реплике министра обороны.
- Построить такой объект за 11 месяцев, раньше срока, в наше время - это действительно мужество и строительный подвиг, - заявил Шойгу.
Он напомнил, что в ближайшее время войска должны получить около 600 новых и модернизированных самолетов и более тысячи вертолетов. Открытие современной полосы в Государственном летно-испытательном центре позволит существенно сэкономить деньги, ведь минобороны не придется платить за эксплуатацию других аэродромов. Главком ВВС Виктор Бондарев добавил, что полоса в Ахтубинске имеет гарантию практически на весь жизненный цикл самолетов, которые здесь будут испытывать. Ведь эта "бетонка" имеет искусственное покрытие, что делает ее почти идеально ровной. Кроме того, полоса стала длинней, а значит, по утверждению главы Спецстроя Григория Нагинского, теперь она пригодна для взлета и посадки всех типов самолетов ВВС, включая стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС.
Как они приземляются в 929-м центре, министр обороны не видел. Зато он наблюдал за стартом многоцелевого Су-30СМ и фронтового истребителя МиГ-29СМТ. Они устроили в небе своеобразный эскорт перелетевшему в Ахтубинск с завода в Новосибирске новому фронтовому бомбардировщику Су-34. И опять Шойгу не скрывал эмоций: "Фантастика. Лучшие в мире самолеты. Великолепное летное мастерство".
Надо сказать, что аэродром под Астраханью - не первый и не последний объект ВВС, который приводят к современному бою. Авиационный главком Бондарев сказал, что сейчас идет строительство или реконструкция на 11 таких "точках". А всего в ближайшие семь лет военные летчики будут иметь порядка 60-70 аэродромов с длиной полосы не менее четырех километров. Что же касается Ахтубинска, то уже в нынешнем году сюда перегонят на испытания перспективный комплекс фронтовой авиации. Всего в центре научат пилотажу и боевому применению четыре таких самолета. Бондарев надеется, что через год-другой испытания "пятерки" завершатся, и в 2016-и она серийно пойдет в войска.
Настроение московскому начальству несколько подпортил визит на строительную площадку, где возводят четыре служебных дома для офицеров Ахтубинского центра. Их должны были сдать военным еще в декабре прошлого года. Однако немалую часть из 403 положенных офицерам квартир до сих пор заселять нельзя. Нет тут и социально-бытовых, культурно-развлекательных объектов. Увиденное так расстроило министра, что он даже отказался осматривать готовые квартиры.
- Вы в сентябре 2011 года получили деньги - 60 процентов от всей суммы, - обратился Шойгу к представителю субподрядной организации. - А приступили к строительству только в 2012 году. Сейчас 2013-й, а дома еще не готовы к сдаче. Почему?
Досталось и некоторым руководителям Минобороны. Им Шойгу посоветовал заносить подобные организации в "черный список" и больше не привлекать на строительство жилья для военных. "Я думаю, что мы это поправим", - сделал вывод министр.