07.05.2013 00:20
Экономика

Законопроект об основах ГЧП будет существенно изменен

Госдума одобрила законопроект об основах ГЧП с оговорками
Текст:  Елена Березина
Российская Бизнес-газета - Государственно-частное партнерство: №17 (895)
Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона об основах ГЧП, однако ко второму чтению документ ждут существенные изменения.
Читать на сайте RG.RU

По мнению ФАС России, определенные положения законопроекта требуют доработки, поскольку их реализация может привести к ограничению конкуренции на товарных рынках, на которых будет использоваться государственное и муниципальное имущество. В частности, речь идет о том, что законопроект предусматривает отмену распределения государственного и муниципального имущества путем проведения аукционов, что приведет к устранению равных возможностей доступа к нему и ограничению конкуренции. Однако партнер Адвокатского бюро "Линия права" Андрей Новаковский с такой постановкой вопроса не согласен.

- Проект закона предполагает заключение ГЧП-соглашений исключительно на конкурсной основе. Согласно закону о конкуренции преференции, когда государство предоставляет преимущества отдельным участникам рынка, перестают быть таковыми, когда предоставляются на конкурсной основе.

Кроме того, законопроект содержит положения об исключении соглашений о ГЧП из сферы ведения 94-ФЗ при сохранении возможности расходования бюджетных средств в рамках соответствующих соглашений, пояснили "РБГ" в антимонопольной службе суть претензий:

- Это делает невозможным контроль порядка расходования бюджетных средств по таким соглашениям, а также приведет к сокращению возможностей для участия физических и юридических лиц в этих соглашениях, создаст преимущественные условия отдельным хозсубъектам и возможность для коррупции.

Однако специфика ГЧП состоит в том, что государство не просто покупает отдельный объект, платя за него живые деньги, а предлагает партнеру реализовать комплексный инвестпроект, предполагающий принципиально иной, нежели в случае просто закупки, уровень риска. Инвестор вкладывает на значительный срок собственные средства, возврат которых, во-первых, значительно удален от момента вложения собственных средств, во-вторых, обусловлен успехом реализации рыночной модели по использованию созданного имущества.

- Такой уровень риска требует адекватного встречного участия публичного партнера, которое прежде всего состоит в предоставлении в одни руки комплекса имущественных прав (за землю, проектную документацию, права последующей коммерческой эксплуатации и т.п.), а не отдельных элементов (что как раз требует 94-ФЗ). Поскольку предоставление указанного комплекса согласно законопроекту должно происходить публично, все участники рынка поставлены в одинаковые условия и нет оснований для обвинения в протекционизме, - говорит Андрей Новаковский.

- При закупках по 94-ФЗ финансовые средства должны быть заложены в бюджете. В случае структурирования проекта ГЧП финансирование ложится на частного партнера. Таким образом, факта совершения закупок для государственных или муниципальных нужд нет. Также конкурсная процедура, предусмотренная 94-ФЗ, не может признаваться приемлемой для ГЧП-проектов, - соглашается директор дирекции государственно-частного партнерства Внешэкономбанка Александр Баженов.

ФАС также считает, что положения законопроекта не должны исключать существующие процедуры проведения торгов, предусмотренные действующим законодательством (ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ст. 38.1, 38.2 Земельного кодекса РФ). Законопроект должен быть дополнен процедурами по проведению торгов в отношении государственного и муниципального имущества, переход прав владения и (или) пользования на которое еще не регламентирован федеральным законодательством, уверены в ведомстве.

В Комитете Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления в свою очередь полагают, что в законопроекте недостаточно четко определены основные цели осуществления ГЧП и вопросы, касающиеся муниципального участия в процессе взаимодействия публичной сферы с частным сектором. Депутатов также смущает норма о переходе права собственности на предметы соглашения о ГЧП от одной стороны к другой. В качестве альтернативы предлагается передавать публичное имущество инвесторам на праве пользования.

В компании Клиффорд Чанс СНГ Лимитед считают, что нужно уточнить, что право собственности на объект соглашения также может переходить обратно от другой стороны к первой стороне. Также согласно данной норме частный партнер не сможет передать в залог объект соглашения о ГЧП в пользу кредиторов, так как такая передача будет потенциально означать переход права собственности в пользу кредиторов или иных третьих лиц (то есть не стороне соглашения о ГЧП), что запрещается нормой. "Это ограничение может негативно сказаться на bankability-проектах, реализуемых на основании обсуждаемого ФЗ, - полагают эксперты. - Предлагаем обсудить возможность разрешения на передачу объектов соглашений о ГЧП в залог кредиторам".

Желательно внести поправки в Бюджетный кодекс о том, что бюджетные инвестиции могут осуществляться на базе не только концессионного соглашения, но и ГЧП-соглашения. В противном случае возникает догадка, что ГЧП не в форме концессии не может приводить к образованию государственной собственности, подчеркивает Андрей Новаковский:

- Поскольку согласно законопроекту концессия - вид ГЧП, надо дать публичному партнеру ключ к решению вопроса, когда он должен использовать форму концессии, а когда вправе применять иные формы ГЧП. Это целесообразно установить, чтобы защитить региональные власти от возможных нападок контрольных органов в неиспользовании формы ГЧП, которая приводит к образованию государственной собственности концессии. Либо закрепить принцип, что выбор формы ГЧП - всегда прерогатива публичного партнера.

Гильдия экспертов инфраструктурных проектов предлагает добавить к обязательствам, которые принимает на себя инвестор, "капитальный объект, ремонт объекта, соглашения о ГЧП". Сейчас статья включает в себя только разработку и согласование проектной документации, создание и реконструкцию объекта соглашения о ГЧП помимо обязательств по полному или частичному финансированию и эксплуатации и техобслуживанию объекта. Однако, по мнению Новаковского, в законопроекте также не до конца четко проведена мысль, что частный партнер не обязательно должен проектировать, строить и реконструировать, что минимум его обязанностей состоит лишь в финансировании:

- В обязанности партнера вменена эксплуатация/содержание, тем самым закрепляется принцип социальной ответственности частного партнера за последующее функционирование объекта. Но ведь нельзя исключить, что в отдельном проекте целью публичного партнера является привлечение финансовых и организационных ресурсов частного партнера, нацеленных только на создание объекта (например, школа, детский сад). Почему в этом случае не освободить частного партнера от бремени эксплуатации и содержания, разрешив ему передать объект, скажем, в аренду самому публичному партнеру. Таким образом логично закрепить за частным партнером минимальный уровень участия именно и только в форме финансирования.

Свои поправки предложит ко второму чтению и Комитет Госдумы по вопросам собственности. По словам его главы, доработать планируется положения, касающиеся прозрачности конкурсов и распределения рисков. Все возможные формы нарушений и манипулирования в ходе конкурсов будут исключены, обещают депутаты.

- Общие требования к установлению конкурсной процедуры можно прописать непосредственно в тексте законопроекта, что поможет установлению единой конкурсной процедуры. Регионы и муниципальные образования смогут устанавливать только порядок согласования документации, порядок формирования конкурсной комиссии, сроки проведения основных этапов конкурса и некоторые другие процессуальные вопросы, которые будут различаться в зависимости от местных особенностей, - отмечает Александр Баженов. - Также в законопроекте должны быть базовые требования к процедуре конкурентного отбора. Законопроект обязательно требует, чтобы она была, но в сегодняшней версии он ее не определяет. Достаточно прописать рамочные требования.

Бизнес Госдума