Вновь, потому что этот вопрос уже поднимался в 2006 году, когда в Госдуму был внесен проект поправок в закон о страховании, которые предлагали создание двухзвенной системы регулирования страховой деятельности на принципах саморегулирования, состоящей из национальной ассоциации соответствующей сферы страховой деятельности и саморегулируемых организаций субъектов страхового дела. При этом национальная ассоциация наделялась контрольными функциями как в отношении входящих в нее страховщиков, так и в отношении саморегулируемых организаций (СРО). Работа над законопроектом велась около двух лет как в рамках комитетов Госдумы, так и в специально созданной рабочей группе Всероссийского союза страховщиков (ВСС). Между тем в 2007 году был принят Закон "О саморегулируемых организациях", который установил общие требования к саморегулируемым организациям в различных сферах предпринимательской деятельности, не исключая сферу страхования. В 2011 году Комитет по собственности, признавая актуальность вопроса саморегулирования в сфере страхования, указал, что законопроект о СРО в страховании был разработан до принятия базового закона о саморегулируемых организациях и не учитывал последующих изменений законодательства. Было заявлено, что проект требует серьезной правовой и лингвистической доработки. В итоге законопроект был отклонен.
Новый проект соответствующего закона был подготовлен Банком России (ЦБ РФ). Законопроект ЦБ РФ вслед за базовым законом о саморегулируемых организациях устанавливает достаточно общие принципы саморегулирования на финансовых рынках, не определяя специфики для каждого конкретного рынка. Текущий вариант законопроекта не дает возможности оценить, в какой мере и каким образом саморегулирование будет реализовано в сфере страхования. Так, например, типичные полномочия по аттестации и сертификации своих членов не возлагаются на СРО на финансовых рынках по закону. Предполагается, что эти полномочия могут быть делегированы СРО по решению Центрального банка.
На наш взгляд, характер предложенной нормативно-правовой базы для саморегулирования страхового рынка вполне отражает неоднозначность этого явления для рынка. Сегодня у регулятора и, возможно, у представителей страхового сообщества есть ощущение и понимание того, что рынок разобщен, конкурентная среда довольно агрессивна и рожденные ею механизмы, вероятно, не всегда отвечают интересам конечного потребителя страховой услуги. Одной из основных целей СРО является выработка стандартов профессиональной деятельности на определенных сегментах рынка, создание более эффективного механизма разрешения споров как между членами СРО, так и с участием третьих лиц, а также построение конструктивного диалога с органами власти, отвечающими за регулирование как непосредственно рынка страхования, так и иных связанных сфер, влияющих на развитие страхового бизнеса в России.
Недаром идея о необходимости развития саморегулирования нашла отражение в Стратегии развития страхования до 2020 года. Так, в варианте стратегии ВСС предлагается создать ассоциацию, объединяющую страховщиков либо в форме единой ассоциации, либо в форме "зонтичной" ("союз союзов") ассоциации. При этом такая организация должна работать по принципам саморегулирования и членство в ней для всех страховых компаний должно быть обязательным. Стратегия минфина осторожно предлагает постепенное расширение полномочий профобъединений страховщиков путем, в частности, развития единых информационных ресурсов, разработки стандартных решений по программному обеспечению операций страхования, расширения практики формирования при объединении страховщиков третейских судов, за счет развития практики медиации при урегулировании споров между страховщиками и корпоративными клиентами. Стратегия-2020, предложенная ВСС, более решительна и предлагает постепенно передать часть полномочий по страховому регулированию от регулятора к страховой ассоциации.
Между тем деятельность профессиональных объединений страховщиков не всегда может быть сопряжена с позитивными явлениями. Так, по практике работы профессиональных объединений в сфере обязательных видов страхования мы видим, что существование в рамках одного объединения компаний различных "весовых категорий", условия членства и деятельности в рамках такого объединения могут рождать вопросы о состоянии конкурентной среды на рынке соответствующих видов страхования. Деятельность профессиональных объединений страховщиков уже на протяжении нескольких лет находится в центре внимания Федеральной антимонопольной службы. По мнению ФАС, именно в страховых союзах сосредоточены проблемы конкуренции, в частности, в действиях членов профобъединений антимонопольная служба усматривает стремление закрыть рынки для новых игроков. И одним из решений этой проблемы служба видит предварительное согласование создания финансовых союзов и ассоциаций с ФАС.
С точки зрения страхового регулятора - Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) на настоящем этапе у надзора также должно быть больше рычагов контроля за деятельностью профессиональных объединений.
В связи с этим нам кажется, что на уровне концепции саморегулирование в страховании - позитивный тренд. Между тем реализация этой концепции требует серьезной и глубокой проработки с учетом ландшафта и специфики российского страхового рынка.
Сегодня в России более 40 профессиональных объединений страховщиков, в их числе объединения, создание которых связано с осуществлением обязательных видов страхования, например, в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) - Российский союз автостраховщиков (РСА), а в сфере обязательного страхования ответственности владельца опасного производственного объекта (ОСОПО) и обязательного страхования ответственности перевозчика - Национальный союз страховщиков ответственности (НССО). Также в 2012 году несколькими компаниями, как альтернатива существующим формам профессионального объединения страховщиков, была создана первая саморегулируемая организация страховщиков - Союз страховых организаций.