08.05.2013 00:21
Общество

Мария Городова: Пасха прошла, забудем? Что нам мешает прийти в храм

Что нам мешает прийти в церковь?
Текст:  Мария Городова (pisma-maria@mail.ru)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №98 (6074)
"Маша, здравствуй! Не старайся вспомнить, мы с тобой не знакомы. Просто давно читаю твои статьи, чем-то они меня трогают, нехристя. Кстати, словечко "просто" - твое. Это у тебя все просто: "просто Бог сделал то, просто святые отцы сказали се..." Завидую, честно! И не могу понять, это наивность такая? Не видеть, что Церковь превращается в центр по сбору пожертвований: кто больше даст, тот на первом месте, не важно, откуда деньги, хоть ворованные! Государство не вмешивается, ему удобно, когда есть структура, которая внушает населению: терпи, молчи. Смирение, так это у вас называется? Но о каком смирении речь, если зайдешь в храм Божий, а тебя там встречают служительницы, злющие, как цепные собаки: свечку не той рукой поставил, не там перекрестился. И вообще, куда суешься в праздник, ты постился? В Сети прочитал, что дух торгашества и отсутствие любви в церкви - признаки конца света. Пасха уже закончилась, у вас в газетах уже другие новости, а я все думаю: "Неужели, если ты не постился, не знаешь, к какой иконе тыкнулся, тебе и на порог храма нельзя? "
Читать на сайте RG.RU
Сергей
Увеличить изображение

Сергей, здравствуй! Буду и я на "ты". Мне тоже кажется, что мы с тобой знакомы - слишком много похожих писем я получаю. Сергей, Пасха не может закончиться. По церковному Уставу сам праздник длится еще сорок дней, вплоть до Вознесения Господня, в этом году отдание Светлого Праздника 12 июня. Вся неделя, следующая за днем Воскресения Христова, называемая Светлой седмицей, как один день -почти те же богослужения, что и в Пасхальную ночь, разве что нет крестного хода и не стоим мы со свечками в темноте ночи у врат храма, ожидая, когда они перед нами отверзнутся. А вот Царские врата - центральные двери иконостаса, отделяющие алтарь от остального пространства церкви, всю Светлую седмицу распахнуты - в знак того, что отныне для человеков рай открыт.

Что до святых, то величайший русский светоч веры - преподобный Серафим Саровский приветствовал всех к нему приходящих словами: "Радость моя, Христос Воскресе!" Приветствовал так в любое время года. Потому что "Христос Воскресе!" - единственная новость в этом мире, актуальная для всех и всегда.

Сергей, о неправедных деньгах и разбойниках, о силе смирения и духе торгашества, о том, каковы признаки конца света и что такое Воскресение из мертвых, как оно произойдет, мы еще поговорим. Но сначала отвечу на, казалось бы, запоздалый вопрос: "Идти ли в храм на Пасху, если ты не постился?" Или шире: "Зачем ходить в Церковь, если не соблюдал пост?" А также не исповедовался, не причащался, даже совсем не молился. И вспоминал о Боге лишь иногда: во время отпевания одноклассника или в тот жуткий миг, когда твой новенький "Шевроле" на обледенелой Варшавке вдруг вылетел на встречку. Когда у тебя в анализах, как потом оказалось - по ошибке, нашли онкомаркеры, а на работе замутили эту подлейшую реорганизацию. Мысль о Нем, таком далеком и неприступном, порой сама собой, безотчетно всплывала в твоей голове - например, в те долгие, тревожные минуты, когда стюардесса рейса на Анталию объявляла о незапланированной посадке. Ты всматривался в чистое, холодное, отстраненное от вашей тревоги небо и пытался понять: а где Он там? И если Он, такой Всемогущий, - там, то есть ли Ему дело до нас - суетливых, маленьких, нелепых в своей беспомощности узников чужой ошибки?.. Ах, да! Еще ты вспоминал о Нем, когда в горячке метался твой младшенький, а "скорая" все не ехала. Ну и потом, когда подросший сын объявил, что решил со своей Настей венчаться, и жена начала поговаривать, что хорошо бы и вам - вслед за детьми... Всё.

Беседы с Марией Городовой

Так стоит ли тебе, такому занятому, состоявшемуся и самодостаточному, поддаваться сейчас всеобщей истерии и идти в церковь? Или спросим так, с чуть большим смирением: а можно ли тебе, не простаивающему часами в храме, не высчитывающему, что разрешено съесть, а что ни боже мой, насмешливо взирающему на суету вокруг крашеных яиц и освящения куличей, обходящему стороной вереницы убого одетых, странноватых теток, по утрам семенящих мимо твоего дома в церковь, - к Церкви всегда прибивается столько ущербных и неудачливых! Тебе, нормальному, абсолютно полноценному, привыкшему критично мыслить и имеющему вполне определенное мнение на то, откуда у монахов, разъезжающих на "Гелендвагенах", деньги. Тебе, давно разбирающемуся в людях, "на раз" видящему чужие слабости, но и самому не всегда чистому по части заповедей - особенно седьмой! - и все же не подлецу, не сволочи, человеку порядочному, можно ли тебе прийти в храм?

Вот эта разница в формулировках, разница между: "а стоит ли мне?" и "а можно ли?..", многое решает. На вопрос: "А стоит ли мне идти в храм?" - каждый отвечает сам. На вопрос: "А можно ли?.." - ответ уже есть. Во время пасхальной ночной праздничной службы перед самым началом Божественной Литургии в церквях торжественно читается знаменитое "Слово на Пасху святого Иоанна Златоуста".

Это "Слово" несет в себе глубочайший богословский смысл. Но даже не имея специальной подготовки, его нетрудно понять. Одно замечание: верующие здесь сравниваются с работниками, пришедшими в виноградник. Есть "работники первого часа" - пришедшие ко Христу раньше других, "работники третьего часа" - те, кто встретил Его позже, а значит, и преуспел на этой ниве меньше, "работники шестого часа, девятого" и, наконец, "работники часа одиннадцатого", - те, кто обрел Христа едва ли не в последний миг. Но все-таки обрел. Так вот, "Слово на Пасху святого Иоанна Златоуста" не оставляет возможностей для двоякого толкования. Можно! Вслушайтесь в эту радостную весть!

Читайте также: Как провести Пасху и Светлую седмицу

"Кто благочестив и боголюбив, да насладится сим добрым и светлым торжеством. Кто благоразумен, да войдет, радуясь, в радость Господа своего. Кто потрудился, постясь, да воспримет сегодня награду. Кто от первого часа делал, да получит сегодня долг. Кто к третьему часу пришел, благодаря, да празднует. Кто в шестом часе достиг, ни в чем да не усомнится, ибо ни насколько не будет удален. Кто лишился и девятого часа, да приступит, ни в чем не сомневаясь и не боясь. Кто только достиг в одиннадцатый час, да не устрашится замедления, любочестив сущий Владыка: приемлет последнего, как и первого, упокоивает в одиннадцатый час пришедшего, так же, как делавшего от первого часа: и последнего милует, и первому угождает, и одному дает, и другому дарствует, и дела приемлет, и намерения целует, и деяние почитает, и предложение хвалит. Потому-то все войдите в радость Господа своего... Богатые и убогие, друг с другом ликуйте. Прилежные и ленивые, день почтите. Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь... Никто да не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее царство. Никто же да не плачет о своих прегрешениях, ибо прощение от гроба воссияло. Никто да не убоится смерти: освободила нас Спасова смерть..."

Можно ли, если ты не постился, приходить в храм? Можно, нужно! В дни Страстной, чтобы вместе со Христом пережить предательство Иуды, отречение любимого ученика, растерянность остальных, неправедный суд, Распятие, Крестные Страдания, Смерть. Не случилось постоять при Кресте Господнем, приходите в Великую субботу - восплакать у Его Гроба. Не смогли, возликуйте со всеми в Святую ночь, когда в мире происходит великий перелом. Проспали и это, храм ждет вас в Светлую седмицу, когда все ликует: "Христос Воскресе!" Самое время. Потому что в эти дни происходит умаление такого могущественного - усмирял моря и стихии! - Сына Божьего до нас - слабых, маленьких, немощных человеков. Он умаляет Себя до нас, Он делает рывок нам навстречу - принимая наши грехи, нашу беззащитность, нашу смертность. Рывок из холодного, недоступного неба - в мир людей. Через Распятие, Крестные Страдания, Смерть, бездны ада - к нам, к нашим страданиям, нашей пригвожденности ко греху, нашим безднам. Сделаем и мы навстречу Ему свой шаг! Сегодня, в Светлую седмицу, Царские врата открыты для всех, дитя последнего часа!

Конкретно

Светлая седмица - время радости, поэтому в эти дни отменяется пост, не служатся панихиды по усопшим. Первое воскресенье после Пасхи называется Фомино воскресенье. Мы вспоминаем апостола Фому, сказавшего: "Пока не вложу руки в ребра и в раны Иисуса, не поверю, что Он вернулся". И ответ Христа: "Ты поверил потому, что Меня увидел? Блаженны (счастливы) не видевшие и поверившие!" Накануне, в субботу, на всенощном бдении в храмах закрываются Царские врата. С Фомина воскресенья начинаются венчания. Ближайший вторник после Фомина воскресенья - Радоница, день поминовения усопших. Именно на Радоницу, а ни в какой иной день, все приходят на кладбище.

Ждем писем: 125993, г. Москва, ул. Правды, д. 24, редакция "Российской газеты", или pisma-maria@mail.ru

Религия