Хочу все знать
- Приезжая в Россию, мигранты сталкиваются с целым комплексом проблем, решить которые самостоятельно им трудно, - рассказал инициатор идеи, главный редактор информационного портала для мигрантов Асилбек Эгембердиев. - Зачастую гастарбайтеры очень слабо информированы о своих правах и обязанностях в России. В первую очередь перед ними стоит проблема легализации. Вопросы о том, как оформить необходимые документы, задают чаще всего. Как получить миграционную карту, где зарегистрироваться, как найти работу и оформить разрешение на нее? Теперь мигранты не будут ломать голову в поисках ответов.
По словам Эгембердиева, составлен перечень наиболее актуальных для гастарбайтера вопросов - таковых оказалось несколько десятков. Здесь не только описание процедур, обязательных для прибывшего в РФ иностранца, но и советы, как избежать конфликта с законом и вести себя со стражами порядка. Всю эту информацию операторы будут сразу выдавать абоненту в любом объеме. Причем для обращающихся киргизстанцев звонок бесплатный. Расходы взяли на себя организаторы колл-центра - выходцы из КР, давно проживающие в России. Свою инициативу объясняют тем, что помнят, насколько приезжим тяжело и как они нуждаются в поддержке.
- Жизнь мигранта в России нелегка, - отметил Эгембердиев. - Мы советуем им всегда держать документы при себе, на случай утери иметь ксерокопию паспорта, чтобы доказать свою личность, пока посольство не подготовит новое удостоверение личности. Таких нюансов много, мы стараемся донести их до соотечественников, чтобы облегчить им пребывание в РФ.
В беде не бросят
Пока телефонная справочная работает только днем, однако организаторы обещают: со временем информационный центр начнет работать круглосуточно. Чтобы о "службе помощи" узнало как можно больше киргизских мигрантов, организаторы готовят рекламные буклеты, которые намерены раздавать в поездах, следующих из КР. В планах у них - развесить растяжки с заветным номером на вокзалах, автобусных остановках и в аэропортах. Также эта информация публикуется в газете, выпускаемой в Москве киргизскими диаспорами.
- По нашим данным, треть всех гастарбайтеров из КР живет и работает в Москве, - подчеркнул Эгембердиев. - При этом только за последние пять лет российское гражданство получили около 350 тысяч граждан Киргизии. Один из наиболее важных аспектов жизни наших сограждан в РФ - их правовая незащищенность. Наши операторы переключают звонящих по поводу конфликтов с полицией на юристов посольства КР в Москве. Но их всего трое, они физически не в состоянии помочь всем нашим попавшим в беду соотечественникам. Сейчас киргизские диаспоры в РФ решают, как помочь мигрантам юридически. Возможно, на базе уже работающего колл-центра со временем будет открыта и правовая справочная, где гастарбайтер сможет получить консультацию юриста, составить обращение в госорганы или суд. Реализовать эту идею уже сегодня мы не в силах - не хватает денег. Все средства, которыми мы располагаем, - это добровольные взносы.
Как рассказал Эгембердиев, подавляющее большинство киргизских мигрантов ныне находятся в РФ, имея на руках лишь внутренние паспорта - так называемые ID-карты. Российское законодательство это позволяет, однако при контакте с госорганами приезжие из КР часто сталкиваются с "трудностями перевода". Часть данных карты-паспорта заполнены на киргизском языке, и чиновники РФ обоснованно требуют юридически подтвержденного перевода на русский.
- Наши сограждане в РФ платят немалые деньги местным нотариусам и переводчикам, - считает инициатор открытия колл-центра. - Насколько известно, Россия вскоре запретит нашим согражданам въезд на свою территорию по ID-картам, однако всех проблем это не решит. Хорошо бы открыть для наших сограждан центр по легализации и переводу любой документации по доступным ценам, существенно ниже официальных московских. Пусть такое учреждение будет хотя бы в Москве, хотя нужны они во всех крупных городах РФ. Пока это лишь планы местных руководителей диаспор, воплотить их в жизнь не позволяет нехватка средств.