Владимир Николаевич, насколько "конкурентоспособно" белорусское налоговое законодательство по сравнению с российским и казахстанским?
Владимир Полуян: Ставки основных налогов у нас в достаточной мере конкурентоспособны среди стран - членов Таможенного союза. Налог на прибыль в Беларуси ниже, 18 процентов против 20 процентов в России и Казахстане. Ситуация с подоходным налогом в трех странах также отличается несущественно: в России - 13 процентов, в Казахстане - 10, у нас - 12 процентов. Хотя тут имеется "подводный камень". Допустим, у нас ставка налога на доходы резидентов и нерезидентов одинаковая.
А в России работающие менее 183 дней в году граждане нашей страны платят 30-процентный налог с доходов.
Достаточно ровная ситуация с налогом на имущество. Его нижний предел во всех трех странах ограничен 0,1 процента, а верхний находится в интервале 1,5-2,2 процента. По ставке 2 процента у нас облагаются объекты сверхнормативного незавершенного строительства, что, на мой взгляд, справедливо. Более того, сейчас ведется подготовка проекта нормативного акта, предусматривающего увеличение не менее чем в 5 раз налога на недвижимость по объектам неиспользуемого и неэффективно используемого государственного имущества. Общеустановленная ставка - 1 процент. Но дело не только в цифрах - в Беларуси налогообложению подлежит только недвижимое имущество, в то время как в Казахстане, кроме зданий и сооружений, еще и транспортные средства. В России также налог берут и с движимого имущества. Еще одно из преимуществ белорусской налоговой системы: местным Советам депутатов предоставлено право уменьшать налог на недвижимость вдвое. Правда, и увеличить тоже могут.
Не стоит ли подумать, например, о снижении налога на добавленную стоимость?
Владимир Полуян: НДС - это своего рода ларчик с секретом. В России и Казахстане он действительно ниже: 18 и 12 процентов соответственно. Но у наших партнеров есть чем это компенсировать. В Казахстане - 15 процентов, в России - 21 процент от общей суммы поступлений, контролируемых налоговыми органами, дают ресурсодобывающие отрасли. У нас нет газа и очень мало нефти. Поэтому логичнее проводить аналогии со странами, которые находятся в сопоставимых с белорусскими условиях. Средняя стандартная ставка НДС в Евросоюзе в прошлом году составила 21 процент. И варьируется от 15 процентов в Люксембурге до 27 в Венгрии. У нас 20 процентов.
Налоговую службу нередко упрекают: НДС снижает конкурентоспособность экспортируемых товаров. Но ведь по единым правилам, определенным международными договорами, экспортерам предоставляется нулевая ставка НДС. А на территории каждого государства - члена Таможенного союза предпринимателям гарантированы равные конкурентные условия для всех товаров за счет применения единых национальных ставок НДС как к отечественным, так и импортным товарам.
К тому же порядок применения налоговых вычетов в Беларуси упрощен, объекты налогообложения упорядочены. Предельный срок возврата разницы между налоговыми вычетами по НДС и его суммой - 35 дней со дня вынесения налоговым органом решения о проведении возврата. То есть самый короткий по сравнению с установленными как в государствах - членах Таможенного союза, так и в странах Евросоюза. В России, к примеру, этот срок доходит до трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации по НДС, в Казахстане - до 180 календарных дней. В Евросоюзе возврат средств производится за истекший год в течение 6-8 месяцев после проведения проверки.
С прошлого года в Беларуси уменьшился налог на прибыль. Этот ход себя оправдал?
Владимир Полуян: По налогу на прибыль вообще произошли очень серьезные изменения, они касались не только снижения ставки. Был введен, например, механизм переноса убытков, появилась норма по применению амортизационной премии. Сегодня уже можно говорить о том, что применение всех новшеств позволило оставить в распоряжении плательщиков около 8 триллионов белорусских рублей. Это хорошо.
Сравнительный обзор норм налогового законодательства стран ЕЭП будет неполным, если не упомянуть упрощенную систему налогообложения, очень популярную в среде малого предпринимательства. Можно ли эту систему, действующую в Беларуси, назвать "самой простой" или бывает проще?
Владимир Полуян: У нас достаточно либеральные условия перехода на УСН. Отечественная компания может воспользоваться особым режимом налогообложения, если размер валовой выручки за девять месяцев предшествующего года не превышает 9 миллиардов рублей, а средняя численность работников - 100 человек. В Казахстане эти критерии существенно ниже. В России критерий "по людям" аналогичный белорусскому, а размер доходов за 9 месяцев предшествующего года претендента на УСН не должен превышать в эквиваленте 12,7 миллиарда белорусских рублей.
Похожая ситуация складывается с критерием применения упрощенной системы налогообложения. Размер валовой выручки, позволяющий применять УСН в Беларуси, Казахстане и России, соответственно, составляет: 12, 1,4 и 15,7 миллиарда белорусских рублей в эквиваленте.
К тому же в Беларуси не так много, как в России и Казахстане, видов деятельности, при занятии которыми субъекты хозяйствования не могут применять УСН: в нашей стране их 12, в России - 15, в Казахстане - 16. У обоих наших партнеров по Таможенному союзу УСН не могут применять организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. У нас такого ограничения нет.
Ставки налога при УСН каждая страна устанавливает в соответствии с теми задачами, которые ставятся перед особым режимом налогообложения. При этом земельный налог уплачивается организациями во всех трех странах, а налога на недвижимость (на имущество) нет только в Российской Федерации. Но здесь организации, у которых остаточная стоимость основных средств - движимое и недвижимое имущество - превышает 26,1 миллиарда белорусских рублей в эквиваленте, просто лишены права применять УСН.
А каковы перспективы развития электронного декларирования?
Владимир Полуян: Приведу результаты недавнего опроса с целью выяснить преимущества и недостатки системы электронного декларирования. Выяснилось, что большинство организаций малого и среднего бизнеса в Беларуси пользуются системой электронного декларирования: об участии в ней заявили 63,3 процента юридических лиц. И 89,8 процента респондентов признали новую систему очень удобной. На должном уровне находится и качество оказываемой технической поддержки системы электронного декларирования: им удовлетворены 60,9 процента представителей малого и среднего бизнеса. К слову, сейчас декларации в электронном виде представляют более 109 тысяч плательщиков (29,9 процента), в том числе 68,8 тысячи организаций (59,5 процента).
Использование электронных технологий значительно сократило издержки плательщиков по расчету налогов, заполнению и подаче налоговых деклараций, а также обеспечило автоматический контроль правильности заполнения показателей налоговых деклараций. Меньше стало непреднамеренных ошибок. Вскоре планируем организовать представление в электронном виде гражданам извещений на уплату предъявляемых им налогов и сведений об объектах налогообложения имущественными налогами, уплату налогов с использованием интернет-банкинга.