13.05.2013 12:34
Власть

"РГ" выяснила, кто должен платить за ошибки в паспортах

Текст:  Елена Мелихова (Ростов-на-Дону)
Ростовчанин Владимир Кочерьянц стал жертвой канцелярской ошибки: в графе "пол" в загранпаспорте сотрудники УФМС вписали ему "Ж" вместо "М". Обнаружился этот казус уже в аэропорту, откуда Кочерьянц с супругой и друзьями планировал лететь в Объединенные Арабские Эмираты. Естественно, что пограничники пассажира с непонятной половой принадлежностью за рубеж не пустили и сейчас ростовчанин через суд намерен добиваться возмещения средств за несостоявшийся отдых.
Читать на сайте RG.RU

- В аэропорт мы прибыли, как и положено, за три часа до вылета. Прошли через все коридоры международного сектора, уже и багаж отправили в самолет, однако во время пограничного контроля мужу заявили, что его паспорт недействителен. А ведь он по нему уже восемь раз пересекал границу и все было нормально! - возмущается супруга Владимира Елена. - Посмотрите, вот печати о выезде-въезде.

Заграничный паспорт россиянин получал в ноябре 2010 года в отделе управления федеральной миграционной службы по месту жительства. И на то, что в нем указано "Ж" вместо "М" и внимания не обратил. Главное - сверил, чтобы его редкие фамилия и отчество были написаны правильно, да и в дате рождения не было ошибок.

Примечательно, Владимир не только несколько раз выезжал за рубеж, но и по документу с ошибкой получил туристическую визу в ОАЭ. И никто ни разу не обратил внимание на половое несоответствие.

- Наши друзья улетели, а мы остались. Муж, конечно, предлагал и мне идти в самолет. Но в этой ситуации мне было уже не до отдыха, - признается в беседе с корреспондентом "РГ" Елена.

Уже на следующий день ростовчанин отправился в УФМС России по Ростовской области с претензией и требованием заменить паспорт на новый. Однако менять документ, признанный недействительным на границе, никто не спешил.

- Мало того, вину в том, что у меня такой паспорт, переложили на меня, заявив: "А вы куда смотрели при получении?" и потребовали за обмен оплатить госпошлину в размере 2500 рублей, - расстроенно говорит Кочерьянц.

Ростовчанина убедили: с недоразумением после оплаты пошлины разберутся быстро, за пару дней. Однако и спустя две недели после случившегося паспорт ему так и не выдали...

В туристической компании, с представителями которой неудачливые туристы связались в тот же день, пообещали хотя бы частично возместить ущерб.

- За путевку на двоих мы заплатили 29 тысяч рублей. Предполагалось, что отдых продлится четыре дня. Однако мы не увидели ни моря, ни денег., - говорят супруги Кочерьянц.

Но самое главное, супруги уверены, случившееся не только надолго испортило настроение, но и нанесло вред здоровью.

- В ночь отлета, который так и не состоялся, мы не спали. Конечно, перенервничали очень, расстроились. Потом были созвоны с турагентством, выяснение отношений с миграционной службой... А когда мы поехали в супермаркет за продуктами, мужу стало плохо. Он внезапно потерял сознание, упал и ударился головой. К счастью, предположение, что у мужчины случился инсульт, не подтвердилось. "Скорая" доставила ростовчанина в стационар. Придя в себя, Владимир ненадолго даже потерял память. Забыл, что вообще куда-то планировал лететь.

Врачи не сомневаются: причиной произошедшего стало нервное перенапряжение в результате перенесенного стресса.

На контрольно-пропускном пункте "Аэропорт "Ростов-на-Дону" ФСБ России не скрывают: с рейсов из-за ошибок в загранпаспортах приходится снимать пассажиров едва ли не каждый день. Причем "половой" вопрос подводит наших сограждан все чаще и чаще.

- Мы просто соблюдаем законодательство, - говорят в свое оправдание пограничники. - Но весь негатив пассажиры сбрасывают на нас. Вместо того, чтобы проверять документы, не отходя от паспортного стола.

В УФМС вину переложили на Кочерьянца и потребовали за обмен паспорта оплатить госпошлину в размере 2500 рублей.

В УФМС России по Ростовской области признались: с ошибками подобного рода им и правда приходится сталкиваться периодически. По причине несоответствия в графе "пол" только в Ростове отправляются на исправление пять-шесть документов в год. Специалисты разводят руками: мол, техника подводит. А и человеческий фактор исключать нельзя - люди ведь не роботы.

- По каждому такому факту мы проводим служебное расследование. И, знаете, не всегда вина лежит на наших сотрудниках. Заявление на выдачу загранпаспорта заполняет сам гражданин. И порой бывает, что неточность допущена им еще на этой стадии. Ну и, конечно, при получении загранпаспорта, человек обязан ознакомиться с обозначенными в нем данными. И, если со всем согласен, ставит свою подпись, - сообщил корреспонденту "РГ" начальник отдела оформления загранпаспортов УФМС России по Ростовской области Сергей Чернявский. Бывает, люди не замечают ошибок в дате собственного рождения и даже в имени-фамилии. Благо, если недочет всплывает сразу, ну или по крайней мере, его обнаруживают не на таможне во время пересечения границы.

Кто же должен платить за ошибку?

- Каждый конкретный случай разбирается индивидуально. И если выясняется, что виноваты сотрудники ФМС, то, разумеется, ошибка устраняется бесплатно. Только надо иметь в виду: гражданину будет выдан загранпаспорт на срок выдачи испорченного документа, а вовсе не на 10 лет с момента его получения, - подчеркнул Сергей Чернявский. Супруги Кочерьянц считают, что вина в случившемся лежит на органе, выдавшем документ с ошибкой. И планируют через суд взыскать с УФМС компенсацию полученного морального и материального вреда.

Компетентно

Дарья Свердлик, специалист юридической компании "Эберг, Степанов и партнеры":

- Согласно приказу ФМС России от 15 октября 2012 года № 320 (пункт 106), в случае выявления технического брака, несоответствия персональных данных заявителя, внесенных в паспорт, данным, указанным им в заявлении, наличия неустановленных либо внесенных ненадлежащим образом отметок и записей на момент выдачи паспорта, оформляется новый паспорт без повторного представления гражданином документов, предусмотренных Административным регламентом. В этом случае государственная пошлина за оформление паспорта не взимается. При этом максимальный срок изготовления нового паспорта составляет два часа с момента предоставления заявителем фотографии.

По мнению юриста, у дела ростовчанина есть судебные перспективы. Только прежде, чем идти в суд, необходимо написать заявление в ФМС с просьбой указать причину признания паспорта недействительным, а также того, на какой стадии возникла ошибка. В зависимости от того, каким будет ответ, уже можно будет обращаться в судебный орган. Плюс ко всему, если в рамках данного спора удастся доказать, что в результате этого, человек понес убытки, не исключено, что будет принято решение о возмещении его затрат.

Юрконсультация Ростов-на-Дону Юг России