|
Видео: Наталья Пьетра |
А также смогут первыми побывать на виртуальной видеоэкскурсии по Новой сцене Александринского театра, открытие которой состоится 15 мая. Внимание к себе она привлекла еще задолго до торжественной даты. Случай произошел - беспрецедентный: Александринка единственная из всех "строящихся" театров вернула в федеральный бюджет сэкономленные 18 млн. рублей.
Внимание к себе Новая сцена Александринского театра привлекла еще задолго до обозначенной торжественной даты. Ведь случай произошел - беспрецедентный в истории театрального строительства: Александринка единственная из всех "строящихся" театров не только уложилась в намеченные сроки, но и вернула в федеральный бюджет сэкономленные 18 миллионов рублей.
Как такое оказалось возможным - рассказывает художественный руководитель Александринского театра режиссер Валерий Фокин.
18 миллионов и три года
Сюжет с Новой сценой Александринки в контексте всех театральных строек - просто фантасмагорический. Вы уложились в сроки. Не меняли десять раз подрядчиков. Не экономили на материалах. Не сокращали площадь. Вы единственный в России из театральных руководителей, кому из большой стройки удалось выйти с таким отличным результатом. В чем тут фокус?
Валерий Фокин: Президент тоже удивился. Но я не считаю, что тут подразумевались какие-то особые усилия. Конечно, было дикое напряжение, но это нормально и понятно. У нас любой крупный строительный проект, как известно, дело тяжелое. Поэтому надо приготовиться к такому марафону и к борьбе изначально. Просто мой опыт строительства и Центра Мейерхольда, и реконструкции Александринского театра меня приучил, что нужно быть готовым к тому, что в любой момент что-то рухнет, потом может опять возникнуть. Что у тебя появятся враги, о которых ты даже не подозреваешь. Поскольку вокруг бюджетного финансирования всегда находятся люди, которые лоббируют, отодвигают, влияют и т.д. Я это воспринимаю, не могу сказать, что нормально, - за норму такое считать нельзя, но я отношусь к этому как к предлагаемым обстоятельствам, которые называются - моя любимая родина...
Вам все эти предлагаемые обстоятельства удалось успешно преодолеть. Вот это режиссура!
Валерий Фокин: В сроки мы уложились, и когда делали реконструкцию основного здания Александринского театра - все шло очень активно. А экономия произошла за счет того, что со строителями удалось договориться и работать по старым ценам.
Каким образом? Что вы им сказали?
Валерий Фокин: Это не я даже говорил, а больше администрация. Конечно, я был в курсе. Для них же было престижно и важно на этом рынке закрепиться - все-таки компании местные, петербургские.
С ними переговоры вела администрация театральная, городская или федеральная?
Валерий Фокин: Нет, конечно, я имею в виду нашу администрацию, театральную, поскольку мы были заказчики. Городская администрация имела к этому отношение, но только когда мы проходили учредительный этап и передачу земли из городской в федеральную, нам помогала еще Валентина Ивановна Матвиенко, которая была губернатором. А дальше это уже был объект федерального значения. И конечно, если бы не внимание со стороны прежде всего Владимира Путина, который тогда был еще премьер-министром и в тот момент подписывал первое постановление правительства. Если бы не было помощи такой, ничего бы не было.
В 2010 году вышло постановление правительства. А в мае 2013 года вы уже показывали Владимиру Путину построенное здание и демонстрировали возможности новой сцены.
Валерий Фокин: Помимо того, что новое здание само по себе очень интересное, оно вписалось в старый Петербург. На этом же месте был проходной двор, свалка. А оно мало того, что вписалось, - очень хорошо, мне кажется, архитектурно замотивированы старые стены императорских мастерских. Там много интересного. А главное значение этой новой сцены заключается в том, что это не просто и не только площадка, которая сама по себе уникальна, потому что там возможны любые варианты. Самое главное - это треугольник: школа, медиацентр в соединении с площадкой, который позволяет делать из нее фактически театрально-культурный центр.
То есть это принципиально не просто вторая площадка для повторения репертуара основной сцены, не вместившегося в главное здание Александринки.
Валерий Фокин: Это крайне принципиально, и это наложит отпечаток на то, что политика будет совершенно другая, и будет не просто еще второй репертуар, рассчитанный на 300 мест относительно главной сцены на 1000. Не в этом дело. Репертуар там будет особый. Там будут возникать проектные спектакли, обязательно предполагается студия молодых, которая будет сменяться, как я думаю, каждый сезон. Будет медиацентр с образовательным и экспериментальным направлением. Будет интернет-театр, возможность работать через Интернет в образовательном режиме, создавать оригинальные произведения именно для Интернета...
Постоянный репертуар там будет?
Валерий Фокин: Думаю, что да, но он будет более гибкий. Вообще по идее режим жизни в этом центре должен быть не тот, к которому все привыкли, - полседьмого зрителя запустили, в семь начали что-то играть, к десяти разошлись. Режим должен стать круглосуточным. Ведь этот центр рассчитан главным образом на молодежь, студентов. Своей постоянной труппы там не будет, но у нас есть труппа театра. Ведь новая сцена - это же не отдельное заведение, это новый театрально-культурный комплекс Александринского театра. И труппа этого театра - как молодежь, так и "старики" за последние десять лет настолько творчески размяты, что с удовольствием участвуют в любых экспериментах. Я это сейчас по "Невскому проспекту" вижу (премьерный показ спектакля включен в афишу фестиваля "РГ", смотрите на сайте. - Прим. ред.), как старики без секундных пауз бросаются в вариант молодого режиссера. Я вижу по глазам, что им кажется, что он заблуждается - в языке, в методологии, но они это пропускают и хотят понять, чего же он хочет. То есть они открыты. Потому что за эти 10 лет актеры поработали с разными крупными режиссерами - русскими, европейскими. Они готовы к новому. Они придут и на Новую сцену, и будут там заняты обязательно. Поэтому там не нужна никакая вторая труппа. Конечно, каких-то людей придется приглашать на осуществление того или иного проекта, это естественно.
Про агрессию раскола и художественный центризм
В этом году вы, наконец, дали согласие и возглавили жюри драматического театра "Золотой маски". Выдержать такой театральный марафон в разгар стройки и перед собственной премьерой - особая драматургия...
Валерий Фокин: Сегодняшнее время, как это ни странно звучит, характеризуется тем, что мы чуть ли не стенка на стенку по каждому поводу готовы идти, - так ведут себя некоторые наши театральные коллеги. Даже на "Маске", хотя, казалось бы... Я был председателем жюри, меня много лет уговаривали. Я с ума чуть не сошел от количества спектаклей. В результате я считаю, что это был положительный опыт, потому что я увидел, насколько мы все разобщены, насколько все расколоты. Когда живешь своей жизнью, знаешь, что где-то там тебя не любят, но это тебя не интересует - ты идешь вперед. А тут становится абсолютно очевидным, что существуют псевдоавангардисты и псевдоноваторы, так же как и псевдотрадиционалисты, которые защищают, как им кажется, традиции, а на самом деле - собственную профессиональную беспомощность. И при этом ожесточены все - как в обществе сегодня наблюдается агрессия раскола, так этот раскол есть и в нашем театральном сообществе. Критериев почти никаких нет, все отстаивают свое. И поэтому сегодня просто необходим вот этот, как я называю, художественный центризм - чтобы нам не потерять главное, ради чего все. Ради чего эти медиатехнологии, ради чего эти плунжера? Чтобы они просто ездили? Но ведь все это ради того, чтобы мы сохранили театр как искусство. Это главный критерий. И это тот центризм, который должен разумно работать с живой традицией в сочетании с авангардом. Поэтому восстановление такого квартала Александринского театра, вообще такой системы - важный момент.
Воссоздать целый театральный квартал Александринки - идея масштабная и энергоемкая. Как, при каких обстоятельствах она у вас возникла?
Валерий Фокин: Мы, по сути, возрождаем театрально-культурный комплекс, который был организован еще в 1830 году Карлом Росси. (Новая сцена Александринки находится в минутной шаговой доступности от основного здания театра. - Прим. ред.). Это же была вся улица Росси знаменитая - там находилась первая театральная российская школа, принадлежавшая театру, сам театр, библиотека, мастерские, стены которых, слава богу, остались, и мы их вписали в новое здание, потом позже возник музей. Та же театральная библиотека обладает уникальной коллекцией пьес, материалов - в Комеди Франсез такой нет... Был огромный театрально-культурный комплекс, который запроектировал Карл Иванович. Мы это восстанавливаем, начинаем объединение. В школе Новой сцены будет филиал театральной академии. А театральная академия возникла, как известно, в свое время из этой школы. Все возвращается.
И для сохранения и движения традиций сегодня как раз время требует восстановления этого исторического статуса. Ведь этот проект Новой сцены и нового комплекса - не какие-то амбициозные задачи: все, что настроил Росси, заберем, и все, что Луначарский отобрал, мы вернем назад. Дело же не в зданиях. Дело в сути.
Могучий и БДТ
Кадровый вопрос. Депортация Могучего в БДТ и назначение его художественным руководителем Большого драматического театра сильно нарушила планы Новой сцены? Ведь вы его, по сути, вырастили. Все помнят Андрея Могучего в период его Формального театра. Могучий в Александринке - это совсем другой человек и другого масштаба режиссер.
Валерий Фокин: Конечно, некоторые планы скорректированы. Но сказать, что произошла какая-то катастрофа и я совершенно убит, - да ничего подобного. Я нормально к этому отношусь, ему надо развиваться. Он человек активный, ему надо пробовать себя руководителем. Я думаю, это и неплохо, что он попал именно в БДТ, потому что восстановить тот театр, который был при Георгии Александровиче Товстоногове, бесполезно и невозможно. Тот авторский театр умер, надо делать другой театр. Андрей Могучий, как радикальный режиссер, и будет делать принципиально совершенно иной театр. Другое дело - как это воспримут актеры, как это пойдет, но это уже вопрос второй.
Но если из БДТ возвращаться в Александринку, переверстка программы Новой сцены будет кардинальной?
Валерий Фокин: Она будет меняться, корректироваться, но она не будет принципиально совершенно другой - все, что мы обсуждали с Могучим, осуществится. И к нашему традиционному сбору труппы 30 августа будет понятно, как новая программа будет соотноситься с главной программой основной сцены.
Интернет-театр
В планах Новой сцены Александринки обозначен интернет-театр. Что-то принципиально новое для ваших стен.
Валерий Фокин: Серьезного художественного контента в Интернете почти нет. Поэтому мы, имея в виду театр, должны завоевывать пространство Интернета. Сам он к нам не придет - он нами не интересуется. Значит, мы должны заинтересовать его и в него войти. Просто нагло, агрессивно войти через молодежь, которая живет в этом Интернете. Причем мне кажется любопытным именно создание оригинальных произведений для интернет-вещаний. То есть не просто выкладывать запись спектакля: камеру поставили, записали, показали, - это все понятно, а специально снимать спектакль для Интернета, а потом еще запускать некую онлайн-игру, когда пользователь может делать замечания по ходу, менять финал... В театре мы не имеем такой возможности, а Интернет позволяет, чтобы в записанную ткань спектакля ворвалась жизнь.
Это, конечно, все очень любопытно. Но это вынужденная мера? Казалось бы, старейший театр должен этому сопротивляться.
Валерий Фокин: Нет, старейший театр должен сопротивляться бутафории и фальши в любом виде, как в традиционном, так и в новаторском. Но слышать жизнь, видеть, чувствовать ее он должен обязательно - именно старейший театр. Это веяние времени. Мы обязательно должны искать новые художественные смыслы. И еще один важный момент - таким образом мы прививаем интерес молодежи и к традиционному театру тоже. Несколько лет назад меня приводили в шок замечания в театре некоторых молодых людей, которые не читали Чехова, Толстого, "Гамлета"... Но потом я понял, что бесполезно этому поражаться. Они такие. Значит, с ними надо работать, их надо окультуривать, воспитывать. А как иначе? Сидеть, смотреть на них и говорить: какие вы плохие? Для кого ты потом будешь играть? Для себя, что ли? Это же глупость. Для членов семьи своей? Хотя понятно, что члены семьи - это главное.
Вообще-то все, по большому счету, делается для одного человека и ради него...
Валерий Фокин: Это внутренне ты ставишь для одного человека и так себя настраиваешь, и для тебя важно играть только для одного или двух людей. Но тем не менее - все равно же ты выходишь на аудиторию, иногда на очень большую, что нельзя не учитывать. И вот когда близкий тебе человек - тот, кому ты веришь, говорит, что все получилось, но при этом ты знаешь, что еще 800 человек, или хотя бы 600 из них не возражают, что действительно получилось, тогда это и есть успех.
Вам что важнее: чтобы вас любили всем сердцем или чтобы понимали? Я имею в виду аудиторию.
Валерий Фокин: Мне гораздо важнее, чтобы меня понимали. Хотя для меня это не та ситуация, когда вполне достаточно, чтобы умом понимали, а сердце меня не интересует. Все равно в театре обязательно должно быть эмоциональное восприятие. И даже в Интернете нужно стремиться добиться эмоционального восприятия, - через какую-нибудь неожиданность. Которых, надеюсь, Алекандринский театр приготовит достаточно.
P. S. В Царском фойе как дома
Открывая театральный интернет-проект "Российской газеты" Александринским театром - для нас это повод выразить свою любовь и отдать должное старейшему государственному театру России и лично вам как его руководителю.
Валерий Фокин: Спасибо, что вы внимательно к нам относитесь. То, о чем я говорил, - это не просто наполеоновские планы. Я действительно чувствую сегодня во времени необходимость возрождения такой системы. Уж очень мы все расколоты. Очень мы все по своим квартирам разбежались и поставили двери железные.
Интернет нам поможет?
Валерий Фокин: Может, поможет. Интернет дает невероятную возможность за тысячу километров увидеть, услышать, научиться, поприсутствовать, задать вопрос в режиме онлайн, узнать ответ, получить какое-то общее представление. А театр все-таки силен тем, что происходит на сцене с живым артистом именно сейчас, в эту секунду. И это состояние никак не передать - ни через телеэкран, ни через Интернет.
Но давайте хотя бы пообещаем, что читатели "РГ" на несколько дней все-таки с помощью Интернета почувствуют аромат Александринских кулис...
Валерий Фокин: Но на него сильно уповать-то не надо. Интернет - это все равно средство информации, не более того. Попытка двигаться вперед, но утверждать, что он все решит... Ничего он не решит. Еще у Зощенко была замечательная фраза: радио изобрели, а счастливее люди жить не стали. То же самое можно сказать и об Интернете - это технологии меняются, а смыслы на века остаются...
15 мая - видеоэкскурсия по новому зданию Александринского театра. Проводит ее советник художественного руководителя Александринского театра, ректор Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Александр Чепуров.
15, 16, 17 мая - "Ревизор". Режиссер - Валерий Фокин. Сценограф - Александр Боровский. Композитор - Леонид Десятников. В главных ролях - Алексей Девотченко, Сергей Паршин. Спектакль - лауреат Государственной премии Российской Федерации, национальной театральной премии "Золотая маска" и высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой софит".
17, 18, 19 мая - "Невский проспект". Премьера. Театральный эксперимент с использованием фрагментов произведений Гоголя и прямых включений с современного Невского проспекта творческой группы: Владимира Антипова, Александра Артемова, Ивана Благодера, Дмитрия Егорова, Алексея Збегина, Дамира Исмагилова, Игоря Качаева, Семена Пастуха, Валерия Фокина, Настасьи Хрущевой, Дмитрия Юшкова. В спектакле занята практически вся труппа театра.
20, 21 мая - "Двойник". Режиссер - Валерий Фокин. В главной роли - Виктор Гвоздицкий. Спектакль является первым в истории театра сценическим переложением петербургской поэмы Достоевского - самого загадочного и фантастического произведения писателя. Существовали радио- и телевизионные версии, существует фильм Бертолуччи, использующий сюжетную модель "Двойника", но переносящий действие в современность. Однако поэма Достоевского неотделима от самой атмосферы Петербурга, от его топографии, от его типических персонажей, переживающих свои внутренние драмы в метафорическом пространстве самого "умышленного города" в мире.
22, 23 мая - "Петербург". Режиссер - Андрей Могучий. По роману Андрея Белого "Петербург", к которому нынешний руководитель БДТ им. Товстоногова в своем творчестве обращался дважды - в Формальном театре и в Александринском. Те, кто внимательно следит за творчеством Андрея Могучего, признавали, что "Петербург" - это его лучший спектакль.
24 мая - подведение итогов. С 15 по 23 мая продлится конкурс читательских рецензий и откликов на спектакли Александринского театра. Приз лучшей тройке читателей - три пригласительных на два лица на спектакли Александринки.