14.05.2013 00:40
Экономика

Российский сегмент электронной коммерции увеличится на 25 процентов

Российский сегмент e-commerce может увеличиться на 25%
Текст:  Марина Трещова (генеральный директор Fastlane Ventures)
Российская Бизнес-газета - Инновации: №18 (896)
Если 2011 год можно назвать годом "бума стартапов", то на 2012-й пришелся "бум инвесторов" - было анонсировано нескольких новых фондов с фокусом на Интернет. Сейчас в России действует уже около 50 венчурных фондов, которые заинтересованы в развитии потенциальных лидеров отрасли. В какой-то степени, возможно, прошла эйфория посевных инвестиций, стартаперы и инвесторы получили много опыта в создании интернет-компаний, и сейчас есть возможность применять этот опыт, выбирая компании для инвестиций.
Читать на сайте RG.RU

Интернет в 2012 году сохранял темпы роста на уровне 25-40% по основным секторам - электронной коммерции, электронным платежам, контекстной рекламе, медийной рекламе и более 40% - в новых сегментах видеорекламы и SMM. Очень перспективны такие области, как онлайн-путешествия, онлайн-образование, социальные сервисы - например, медицина и здравоохранение. Рунет уже является достаточно зрелой индустрией: очевидно, что многие игроки, которые до этого были активны только в оффлайне, сейчас рассматривают онлайн-сегмент для начала нового или развития существующего бизнеса.

За последние пять лет темпы роста рынка электронной коммерции были одними из самых высоких в мире, и рост далеко не исчерпан. Уже на данном этапе суммарная аудитория ТОП-10 интернет-магазинов Рунета по посещаемости составляет около 70 млн человек. Более 20 млн человек вовлечены в процесс электронной коммерции только в регионах России. В 2013 году можно ожидать прироста на уровне 20-25%. Учитывая то, что основная часть оффлайновых ретейлеров еще не присутствуют онлайн и в целом уровень проникновения электронной коммерции в 2-3 раза ниже развитых рынков, электронная коммерция остается крайне привлекательным сегментом. Вместе с тем, роста рынка стоит ожидать как за счет существующих игроков, так и за счет вхождения новых.

Сейчас большинство игроков рынка электронной коммерции сконцентрировано на улучшение качества клиентского сервиса. Создание сильной дифференциации на рынке напрямую зависит от высокого и стабильного уровня удовлетворенности клиентов. Именно на это сейчас направлено внимание компаний. Это подразумевает под собой оптимизацию системы доставки товаров, а также уменьшение сроков, расширение ассортимента и различных сопутствующих услуг, возникновение новых и совершенствование прежних программ лояльности.

Сейчас основная задача интернет-рынка - продемонстрировать дальнейший рост активности и предпринимателей, и инвесторов, а также осуществить несколько крупных экзитов. Если не будет экзитов, которые сделают хороший возврат инвестиций инвесторам, то цикл венчурного финансирования может остаться на прежнем уровне. Сейчас и российские, и западные инвесторы видят все очевидные преимущества российского рынка - беспрецедентный рост, по-прежнему не очень высокий уровень конкуренции, возможность занятия лидирующих позиций в вертикалях. В 2013-2014 годах подход будет более прагматичным, он будет базироваться на анализе успешных выходов. Также некоторые крупные игроки рынка находятся в стадии планирования IPO, от успешности которых будет в том числе зависеть еще более высокая привлекательность Рунета для многих западных игроков. Все это показывает, что рынок становится зрелым и еще более развитым, основные участники индустрии получили большой опыт и багаж практических знаний, который будет применяться при выработке дальнейшей стратегии.

Для иностранных инвесторов составят интерес онлайн-компании во многих направлениях индустрии, в частности, например, технологические компании. Такие бизнесы будут особенно привлекательны на стадии масштабирования, когда доказаны конкурентные преимущества, основательность бизнес-модели, видны четкие перспективы развития компании и способность получать прибыль, а также краткосрочная и долгосрочная стратегия развития бизнеса. Также глобально интерес инвесторов сейчас очень высок к компаниям B2B сектора - на волне бума потребительских проектов B2B был недооценен. B2B сложнее и дольше в реализации, но с точки зрения инвестора более привлекателен, потому что имеет высокие барьеры для входа конкурентов и менее подвержен изменчивым потребительским предпочтениям и трендам.

В интернет-индустрии по-прежнему достаточно много свободных ниш, поэтому возможностей также огромное количество. Если говорить о том, что нужно российским компаниям, чтобы добиться успеха на международных рынках, то, конечно, нужна способность выдерживать глобальную конкуренцию. Если в области технического и инженерного таланта Россия вполне конкурентоспособна, то предпринимательский талант у нас пока еще не развит настолько сильно, чтобы во всем конкурировать с западными игроками. Ведь в бизнесе важна не только и не столько сама идея, сколько качественное и своевременное исполнение этих идей. Очень многие перспективные стартапы не могут подняться на очередную ступень развития именно из-за неспособности исполнения задуманной стратегии или отдельной идеи.

Однако рынок развивается очень быстрыми темпами, предприниматели становятся все более опытными и активными, уже сейчас на рынке большое количество профессионалов, которые воспитывают своих молодых специалистов.

Крупные компании Инновации