По словам начальника отдела перспективных видов туризма "Комитета по развитию туризма" Санкт-Петербурга Александра Мартынова, в 2012 году Петербург посетили 6 миллионов туристов, из них половина иностранных, что на 10% больше, чем в 2011 году. Из них каждый пятый прибыл в Северную столицу на паромах. При этом, говорит Мартынов, у города неплохой потенциал - построен пассажирский терминал "Морской фасад", после ввода в эксплуатацию всех причалов он сможет обслуживать до 2 млн пассажиров в год. Благоприятно действует на развитие морского туризма и возможность безвизового пребывания иностранцев в Петербурге на срок до 72 часов. Рост морского туризма отметил и Сергей Котенев, гендиректор компании ST. Peter Line, которая является единственным паромным оператором в Петербурге. "Пассажиропоток на паромных линиях показывает постоянный рост. Так в 2012 году было перевезено около 648 тыс. туристов, что на треть больше, чем годом ранее. В 2013 году мы планируем перевезти 700 тыс. пассажиров. Таким образом, рост составит 15%", - сказал Котенев.
Несмотря на позитивную картину, существует ряд факторов, которые мешают росту пассажиропотока. В частности, это введенный 1 мая 2012 года обязательный паспортный контроль во всех портах Европы, куда пребывают паромы из третьих стран, к коим причислили и Россию. "Паспортный контроль "съедает" достаточно много времени, и на экскурсии во время круиза по Балтийскому морю остаются считаные часы, что вызывает недовольство пассажиров", - отметил Котенев.
С ним согласна и финская сторона. "Безвизовый режим с ЕС для российских туристов позволит многократно увеличить турпоток, и в частности из Петербурга,- подтвердил гендиректор компании Visit Helsinki Якало Лехтонен. Он отметил, что это потребует значительных инвестиций для модернизации пунктов пересечения границы. И Финляндия намерена готовится к этому заранее, т.к. российские туристы являются серьезным стимулом для экономики страны - в 2012 году консульство Финляндии в Петербурге выдало более 1 миллиона виз.
Другим существенным недостатком паромного движения являются ограниченные возможности "Морского вокзала", предоставляющего свои инфраструктуру ST. Peter Line. "Учитывая темпы развития круизного рынка, городу нужен отдельный паромный терминал. Лучший способ - отремонтировать "Морской вокзал" по евростандартам. Размеры круизных судов уже сейчас превышают 320-360 метров в длину. Когда такие суда придут на Балтику, а это произойдет в ближайшие годы, работа будет затруднена", пояснял ранее президент компании Игорь Глухов. По его словам, договоренности с УК "Морской фасад" уже достигнуты. Работа на новом терминале начнется в 2016 году, после окончания строительства Западного скоростного диаметра, который соединит "Морской фасад" с кольцевой автодорогой.
Экономический потенциал российского круизного туризма оценили и финские эксперты. По их мнению, Петербург мог бы стать отправной точкой для круизных маршрутов по Балтике, в частности для развития конгрессного туризма.