Парламентские слушания на эту тему проходят в нижней палате не первый раз. Однако, как подчеркнул спикер Госдумы Сергей Нарышкин, впервые в современной думской истории они проводятся до утверждения проекта Основных направлений правительством. "Обычно такие слушания проводились постфактум, а Основные направления просто доводились до экспертного сообщества и парламентариев", - заметил Нарышкин. Теперь будет по-другому. Принятый в апреле закон о парламентском контроле прямо устанавливает , чтобы проекты основных направлений как налоговой, так и бюджетной политики направлялись на предварительное рассмотрение в Государственную Думу. И уже с учетом думских заключений правительство должно принимать соответствующие документы. По сведениям Нарышкина, вопрос о проекте Основных направлений налоговой политики в графике работы правительства поставлен уже на 16 мая.
Председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров считает, что проекту Основных направлений налоговой политики в РФ недостает ориентации на развитие экономики. "Налоговую систему мы используем только как средство пополнения бюджета, - заметил глава комитета. - Мы вновь забыли о стимулирующей роли налоговой системы". "Если мы этого не сделаем, они неминуемо превратятся в тормоз и на пути развития, и на пути решения социальных вопросов", - заявил Макаров. Говоря о том, какой должна быть налоговая система, глава профильного комитета сослался на Послание президента в мае 2004 года: она должна быть "справедливой, конкурентоспособной и необременительной для бизнеса". "Только очень серьезный оптимист может сказать сегодня, что эта задача решена. А ведь прошло почти 10 лет", - уточнил Макаров.
Министр финансов Антон Силуанов, представлявший проект, сообщил, что улучшение налогового администрирования и работа системы регулирования споров между ФНС и налогоплательщиками позволили сократить количество жалоб налогоплательщиков с 70 тысяч в середине 2000-х годов до 50 тысяч в 2012-м. Но участников слушаний, конечно же, интересовали перспективы введения давно обещанного налога на недвижимость, который должен прийти на смену налогу на имущество и земельному налогу с физических лиц. Глава минфина пообещал, что в ближайшее время законопроект об этом налоге будет направлен в Госдуму. Он не исключил возможных проблем с администрированием нового налога, "связанных прежде всего с созданием и представлением налоговым органам базы данных в отношении всего зарегистрированного имущества - и о налогооблагаемых объектах недвижимости, и о собственниках. Поэтому предлагается закон об этом налоге сейчас принять, но вводить постепенно. "Служба готова к администрированию этого налога", - откликнулся на острую тему руководитель ФНС Михаил Мишустин. Однако, по его словам, нужна качественная база информации в регионах.
Но далеко не все по поводу этого налога были настроены также оптимистично. Либерал-демократ Максим Рохмистров считает, что если налог на недвижимость принять в том виде, в каком он предлагается правительством, то Россию ждут социальные потрясения. А "справоросс" Оксана Дмитриева убеждена, что такого налога вообще не нужно - следует принять налог на роскошь. Это будет справедливо.
Своим видением Основных направлений налоговой политики страны поделились и другие участники слушаний, среди которых были представители различных министерств, ведомств, эксперты, представители предпринимательских сообществ: Ассоциация российских банков, РСПП, "Деловая Россия", "ОПОРА России", губернаторы.