Надо отметить, что интрига с именами кандидатов на высший пост Российской академии наук не умирала до самого последнего момента. Лишь за несколько часов до истечения срока, когда требовалось подать письменное согласие на участие в выборах, Юрий Осипов такой документ представил. Что стало, прямо скажем, настоящим шоком для многих в академических кругах. Они напоминают, что на недавней встрече с Владимиром Путиным глава РАН заявил, что еще не дал свое согласие на участие в выборах. И не даст, были уверены академические оракулы. Он не пойдет на пятый президентский срок. Ведь занимает этот пост уже 22 года, начиная с 1991 года. Ссылались на слова самого Осипова, будто бы он неоднократно говорил о желании покинуть этот пост. Провидцы ошиблись. Юрий Осипов решил баллотироваться. Почему? Уже выдвигаются самые разные версии, в частности, что в "академические" игры вмешались какие-то внешние силы. Они и сыграли решающую роль.
И вот эта интрига завершилась. Но осталась главная: кого же предпочтет Общее собрание? Выбор предстоит, прямо скажем, не простой. По словам многих ученых, явного претендента нет. А ведь ситуация вокруг академии сложнейшая.
Судя по выступлениям претендентов на дебатах, они идут на последний и решительный бой. Задача, ни много, ни мало - спасти академическую науку.
Так, Александр Некипелов заявил, что сегодня ситуация даже более опасная, чем в самые трудные кризисные 90-е годы, когда речь шла о выживании академии. Ему вторит Жорес Алферов. Он заявил, что еще в 2001 году ему предлагали участвовать в выборах президента РАН. Тогда он отказался, так как считал, что у академии хорошие перспективы, не видел для нее явной угрозы. Однако, ситуация изменилась, нападки на академию только усиливаются. Одна из главных причин, по мнению Алферова, это стремление различных сил заполучить огромную государственную собственность, которая находится у академии в оперативном управлении. "После долгих размышлений я решил участвовать в выборах, - сказал академик Алферов. - Только позиция президента РАН дает возможность реально изменить отношение к науке и к академии. Никогда себе не прощу "уход в кусты" в нынешний ультракритический для науки период".