Сейчас на рынке работают 38 компаний, но постепенно в отрасли идет процесс укрупнения. С 2008 года число регистраторов сократилось на 37%. Не исключено, что через несколько лет рынок будет поделен несколькими крупными регистраторами. Некрупным компаниям сейчас тяжело выживать, поскольку, как известно, регистраторский бизнес низкорентабельный.
К сожалению, во многих своих проблемах регистраторы виноваты сами. Пользуясь фактически монопольным правом проведения операций в реестре, регистраторы устанавливали тарифы, в несколько раз превышающие расценки депозитариев. И фактически добились того, что учет и проведение сделок инвесторы при любой возможности осуществляют в депозитариях. Более того, создан Центральный депозитарий, и часть сделок уже в соответствии с законом о Центральном депозитарии должна уйти от регистраторов. На этом фоне последние пару лет непрерывно идут разговоры о том, что Центродеп фактически подорвет бизнес регистраторов.
Думаю, что все же ничего критичного не произойдет. Финансовый кризис стал хорошим стимулом для компаний многих отраслей пересмотреть подходы к ведению бизнеса - снизить расходы, повысить эффективность, внедрить новые сервисы. И многие регистраторы это уже сделали или делают, что позволит им в конечном итоге выдержать конкуренцию и активно развивать бизнес. Но при этом, конечно, есть и те, кто вместо того чтобы учиться работать в новых условиях, по-прежнему сетуют на появление нового института - Центрального депозитария - и на неминуемое сокращение доходов.
В этих условиях еще более остро встает проблема демпинга. С одной стороны, тарифная политика является одним из самых простых и понятных аргументов для клиентов. С другой - нормативная база такова, что при желании можно повысить тарифы или взять плату за намеренно "необговоренные" услуги даже после заключения договора. Я уже не говорю о том, что это бьет не только по карману эмитента, но и увеличивает риски, связанные с акционерным капиталом. Так что сейчас одна из актуальных задач - создание прозрачной системы ценообразования, что позволит снизить возможности для демпинга и повысит доверие к регистраторам. Также необходимо совершенствовать законодательную базу. Вскоре контроль за деятельностью рынка полностью перейдет к ЦБ, который успешно регулирует работу банков на протяжении многих лет. Есть надежда, что, используя этот опыт, мегарегулятор сможет обеспечить стабильную работу регистраторов. Да, действительно, в период корпоративных войн нормы, регламентирующие передачу реестра, были оправданны. Но сейчас, когда на первый план выходит качество обслуживания, стоит уменьшить сроки одностороннего расторжения, а возможно, и порядок принятия решения о смене регистратора через совет директоров. Тем более что ответственность за ведение реестра несет эмитент, логично, что руководитель эмитента может принять более взвешенное и ответственное решение при выборе регистратора. Если бы порядок смены реестродержателя был максимально упрощен, тогда и регистраторы стали больше задумываться о качестве своих услуг, что в свою очередь также повышало бы доверие клиентов к регистраторам.
Очень важен вопрос увеличения прав регистратора на проведение проверки документов, необходимо дать возможность регистраторам быстро проверять документы, предоставляемые ему зарегистрированными лицами. Зачастую регистратор оказывается крайним, даже при нарушении закона другими участниками. Парадоксально, когда, получив сведения с сайта ФНС России о том, что юридическое лицо ликвидировано, регистратор не может отказать пришедшему якобы представителю этого юридического лица в проведении операции.
Эти риски отпугивают иностранных инвесторов от вложения средств в российские компании. А если вспомнить, сколько за последние годы на рынке произошло крупных случаев хищения акций, в которых фигурировали регистраторы, станет понятно, откуда у иностранцев мнение о повышенных инфраструктурных рисках регистраторов и об отсутствии регулирования в этой сфере.
На самом деле регистраторы - самое надежное звено в системе учета и сохранности прав инвесторов. Доказательством тому является тот факт, что непосредственно мошеннические действия всегда происходят вне регистратора. Перевод ценных бумаг на счета мошенников происходит в депозитариях, а продажа через брокеров на бирже. Если цель мошенников не продажа ценных бумаг, а получение контроля над определенным пакетом акций, то обычно используются судебные решения, а также увод пакетов под номинальное держание в депозитарии. Судебная практика показывает, что судьи не исследуют обстоятельства дела, не устанавливают действительных нарушителей прав акционеров и возлагают обязанности тех или иных действий на регистратора.
К счастью, за последние годы ситуация значительно улучшилась. В 2009 г. были внесены изменения в КоАП в части значительного увеличения штрафов при несоблюдении законодательства. Усилились надзор регулятора и работа правоохранительной системы. Регистраторам дали понять, что злоупотребления не останутся безнаказанными.
Количество регистраторов снизилось, и оставшиеся больше дорожат своей лицензией и репутацией, также ушли в прошлое "технические" регистраторы, которые существовали исключительно в качестве инструмента в корпоративных конфликтах.
Поэтому главная проблема сейчас не в регистраторах как таковых, а в том, что правоохранительная система работает пока недостаточно эффективно, невозможно добиться возбуждения уголовного дела по очевидным обстоятельствам. Наказание в России за мошенничество на рынке ценных бумаг значительно мягче, чем за границей. В такой ситуации регистраторы своей работой по снижению рисков не заменят правоохранительные органы ни в России, ни в какой-либо другой стране.